Вопрос-Ответ

Каков порядок установления нормативов на выброс загрязняющих веществ в атмосферу и как получить разрешение на выбросы?

– В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» разрабатывается Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), который включает в себя:

– материалы инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

– расчеты рассеивания загрязняющих веществ, выполненные с использованием унифицированных программ расчета загрязнения атмосферного воздуха, в установленном порядке согласованных с Росприроднадзором;

– справку  Росгидромета о фоновых концентрациях за последний период обобщения;

– санитарно-эпидемиологическое заключение на проект нормативов выбросов;

– план-график производственного контроля.

Материалы инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу действующих предприятий разрабатываются в соответствии с требованиями «Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» 1991 г. и рассматриваются в составе материалов проекта.

При рассмотрении материалов Росприроднадзор руководствуется «Инструкцией по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» от 03.01.1989.   

Согласование проектов нормативов выбросов предприятий  оформляется в виде письма (Заключения).
При выявлении в проекте отступлений от требований действующих нормативно-методических документов, проект возвращается на доработку с указанием причин отказа. Сроки рассмотрения проектов нормативов ПДВ составляют 30 дней с момента поступления материалов.

В рамках исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляются следующие мероприятия:

– выдача разрешений на выбросы на основании рассмотрения материалов заявителя;

– приостановление действия разрешений на выбросы в случае выявления нарушений, являющихся причинами для их приостановления;

– возобновление действия разрешений на выбросы в случаях подтверждения фактов устранения нарушений, являющихся причинами для приостановления действий разрешения;

– переоформление разрешений на выбросы на основании рассмотрения Заявления и соответствующих документов;

– аннулирование разрешений на выбросы в случаях признания в установленном порядке недействительности нормативов ПДВ/ВСВ (лимитов).

Процедура выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу осуществляется на основании рассмотрения материалов заявителя.

По результатам рассмотрения материалов готовится проект разрешения на выбросы и проект приказа территориального органа Росприроднадзора о выдаче разрешения на выбросы. Решение о выдаче разрешения на выбросы принимается территориальным органом Рос-природнадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов.

В случае отказа в выдаче разрешения ответственный исполнитель готовит письмо с мотивированным обоснованием. Основанием для отказа является:

– истечение срока действия утвержденных в установленном порядке нормативов ПДВ и лимитов на выбросы;

– отсутствие сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

– выявление в составе выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, не указанных в представленных заявителем нормативах ПДВ или лимитах на выбросы, утвержденных в установленном порядке;

– выявление превышений установленных нормативов ПДВ или лимитов на выбросы с учетом погрешности измерений;

– невыполнение заявителем в установленные сроки планов снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов ПДВ по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на выбросы, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятий.

Проекты приказов территориального органа Росприроднадзора о выдаче разрешения на выбросы оформляются в соответствии с инструкцией по делопроизводству и подписываются руководителем территориального органа Росприроднадзора или лицом, его замещающим, в соответствии с должностным регламентом.

Разрешения на выбросы оформляются в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю, а второй хранится в территориальном органе Росприроднадзора в течение пяти лет.

Росприроднадзор и его территориальные органы выдают разрешения на выбросы предприятиям, у которых имеются объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю. Территориальные органы субъекта в области охраны окружающей среды выдают разрешения по утвержденным Росприроднадзором проектам на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу только предприятиям, имеющим объекты регионального экологического контроля.

Список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Тюменской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, сейчас находится на утверждении в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ и в ближайшее время будет опубликован на официальном сайте
www.mnr.gov.ru

 
– В связи с неоднократно возникающими сомнениями относительно разработки ПНООЛР (проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) предприятиями малого и среднего бизнеса прошу прояснить: все ли предприятия малого и среднего бизнеса освобождены от разработки ПНООЛР и получения лимитов? Если нет, то каким предприятиям малого и среднего бизнеса следует разрабатывать ПНООЛР и получать лимиты?

– В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприятия малого и среднего бизнеса, для которых основным видом деятельности является обращение с отходами (обслуживание полигонов по утилизации отходов, транспортировка отходов производства и потребления и т.д.) обязаны разрабатывать ПНООЛР и получать лимиты. В соответствии со ст.18 этого закона, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, отнесенным к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не надо разрабатывать и представлять проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Такие предприятия представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке.

Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства является количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, обезвреживании, размещении отходов.

 
– Добрый день! Я руководитель организации. В процессе нашей деятельности накапливаются отходы I–IV класса опасности (в основном ТБО). Для этого существует контейнер. Вывоз мусора осуществляет специализированная организация примерно 1 раз в месяц. Накопление ртутьсодержащих ламп не осуществляется, они сразу передаются по договору на хранение и дальнейшую утилизацию. Возникает вопрос: необходимо ли нашей организации иметь должностное лицо, ответственное за обращение с отходами и нужна ли ему профессиональная подготовка, т.е. свидетельство (сертификат) на право работы с отходами? Заранее благодарна за ответ.

– Управление Росприроднадзора по Тюменской области, рассмотрев Ваше обращение и учитывая, что в Вашей организации образуются отходы I–IV класса, осуществляется накопление отходов и подготовка отходов 1 класса опасности (люминисцентных ламп) к передаче специализированным организациям, Сообщает, что Вам необходимо назначить ответственное лицо, которое, в соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.2006 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обязано иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I–IV класса опасности.

Кроме этого, в соответствии с п.3 раздела 1 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 №681, Вам необходимо разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп.

В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Вам необходимо разработать «Порядок производственного контроля в области обращения с отходами» и согласовать его с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

 
– Какие полномочия делегированы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору) и его территориальным органам?

– В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» сообщаем, что Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

В связи с этим после вступления в силу Постановления и до внесения соответствующих изменений в типовые положения о территориальных органах Росприроднадзора, утвержденных приказами Минприроды России, будет издан приказ Росприроднадзора о разграничении полномочий центрального аппарата Росприроднадзора, департаментов Росприроднадзора по федеральным округам и управлений Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации.

До издания указанного приказа территориальные органы Росприроднадзора руководствуются следующим порядком:

 1. По поручению центрального аппарата Росприроднадзора организовывают и проводят в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня;

2. Выдают лицензии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории одного субъекта Российской Федерации один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности;

3. Выдают разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

4. Утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

5. Организовывают прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;

6. Устанавливают нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

7. Проводят работу по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;

8. Проводят работу по ведению государственного кадастра отходов, государственного учета в области обращения с отходами, а также проводить работу по паспортизации отходов (в том числе выдавать свидетельство о классе опасности отходов для окружающей среды и согласовывать паспорта отходов I-IV классов опасности);

9. Представляют в центральный аппарат Росприроднадзора информацию о возможности ввоза в Российскую Федерацию ядовитых веществ и об организации государственного экологического контроля над целевым использованием ввозимых ядовитых веществ.

 
– Каким образом Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре осуществляет контроль загрязнения природных сред от сжигания попутного нефтяного газа?

– Контроль за соблюдением организациями нефтегазового комплекса установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, выполнением программ и мероприятий по ее охране, в том числе в области охраны атмосферного воздуха, государственного земельного контроля в части их загрязнения от сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках, расположенных в пределах границ горного отвода, Управлением осуществляется в соответствии с ежегодными планами проверок, утверждаемыми приказами Росприроднадзора, а также в рамках контрольно-надзорной деятельности Управления.

За основу при проведении контрольно-надзорных мероприятий в части контроля за рациональным использованием ПНГ приняты следующие направления:

1. Наличие факта использования ПНГ или его утилизации в соответствии с проектными документами;

2. Способы и средства учета добычи ПНГ;

3. Способы использования ПНГ (транспортировка по трубопроводам, повторная закачка для поддержания пластового давления, использование в энергетических установках и др.);

4. Представление государственной статистической отчетности по ПНГ (по форме 6-ГР);

5. Платежи за выбросы в окружающую среду вредных веществ, образующихся в результате сжигания ПНГ, соблюдение установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

6. Выявление нарушений, связанных со сжиганием ПНГ на факельных установках (превышение уровней сжигания ПНГ, установленных проектными документами).

7. Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха.

Государственный контроль в облас-ти охраны атмосферного воздуха осуществляется Управлением в соответствии с  Положением о Федеральной службе в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 со второго полугодия 2008 г. Основными нарушениями, выявленными при проведении контрольно-надзорных мероприятий, являются отсутствие разрешений на выброс загрязняющих веществ, невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, невыполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха.

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Управлением организована работа по формированию Реестра факельных систем (далее – Реестр); ежегодному обновлению Реестра по данным недропользователей, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа – Югры; ежеквартальному представлению информации о проведенных мероприятиях по организации контроля за рациональным использованием ПНГ.
 

Данные по использованию ПНГ в ХМАО-Югре

Год ПНГ, млн. кубометров
добыто использовано сожжено
на факелах
2007 36165,61 28381,15 7784,46
2008 36329,47 29928,26 6401,21
2009 35939,32 31062,68 4876,64
2010 17953,26 15693,40 2259,86

 

 
12345

Задать вопрос