62 способа изменить мир к лучшему

62 способа изменить мир к лучшему

...было предложено участниками регионального конкурса учебно-исследовательских работ «Экология жизненного пространства», который уже в восьмой раз прошел в Тюменском госуниверситете. В этом году в конкурсе участвовали 137 человек из 27 учебных заведений Тюмени, Ишима, Заводоуковска, Ханты-Мансийского автономного округа, Ангарска (Иркутская область) и впервые Бурятии. 62 работы были отобраны для участия в очной защите.

Школьники выступили с научными докладами на настоящей вузовской конференции. Работы оценивались двумя комиссиями. Во-первых, экспертным жюри из преподавателей Института математики, естественных наук и информационных технологий ТюмГУ во главе с профессором Натальей Сергеевной Лариной, во-вторых, студенческим жюри.

Этот ежегодный конкурс вызывает заинтересованность у детей всех возрастов. Младшие наблюдают за  зимующими птицами, изучают всхожесть и прорастание огородных растений, опытным путем узнают о минусах газировки, выращивают клумбы на подоконниках, наблюдают за повадками домашних животных, птиц и насекомых. Старшеклассники дают оценку демографической ситуации, измеряют радиоактивность продуктов, составляют экологические паспорта водных объектов, выращивают бабочек. В своих докладах обращаются к проблемам бездомных животных, негативного влияния тяжелых металлов на растения, утилизации энергосберегающих ламп.

Некоторые эксперименты были рассчитаны на длительное время. К примеру, исследование шестиклассника Даниила Тарасенко, занимающегося при  «Ишимской городской станции юных натуралистов», продолжалось почти три года. За это время школьник проследил все стадии развития шпорцевых лягушек, зафиксировал этот процесс на 800 фотографиях!

Но важно было не просто провести наблюдение, изучить литературу, но и правильно оформить научный доклад, уверенно ответить на каверзные вопросы жюри. Основной целью конкурса педагоги ТюмГУ считают развитие стремления добиться каких-либо практических результатов. Десятиклассник Андрей Токарь из СОШ №5 города Ишима сам сконструировал и собрал ионизатор воздуха, Сусанна Титоян и Данила Ищенко из СОШ №70 города Тюмени спроектировали и разбили на пришкольном участке английский и японский сады.

«Благодаря конкурсу дети приобретают опыт природоохранной работы, – отметила бессменный куратор мероприятия, начальник управления научной и инновационной работы ТюмГУ Наталья Александровна Шелпакова. – В одном из проектов ученик начальной школы описал своего кота (высота лап, количество усов), уточнив в конце: кот остался цел и невредим. В этом, наверное, и заключается главный принцип экологии: не наносить вред живой природе».

По итогам конкурса каждый участник получил диплом или поощрительный приз. На церемонии награждения Президент ТюмГУ Геннадий Филиппович Куцев пожелал юным экологам не утратить детскую любознательность: «Интересуйтесь, стремитесь получить новые знания и не бойтесь спрашивать. Умение сформулировать вопрос натолкнет вас на поиски правильного ответа на него. Вот вам и начало нового исследования!»

Экологические проекты

«Морфологические особенности имаго колорадского жука».

Проект Дмитрия Пехоты,  ученика седьмого класса СОШ №7 города Ишима.

«Колорадский жук распространен на всей территории России. Он уничтожает до 30% урожая картофеля. Цель исследования: выявление закономерностей изменчивости структуры популяции имаго  колорадского жука на территории города Ишима. Стояла задача: организовать сбор жуков летом 2011 года, произвести морфометрические измерения данных и изучить оттенок передней спинки имаго. Нами была выдвинута гипотеза: местная популяция будет отличаться от материнской в связи с другим климатом, а также из-за применения химических мер борьбы. Для исследования был выбран участок сада в селе Ворошиловка. Было собрано 202 особи. Мы измерили длину и ширину имаго, изучили окраску передней стенки. Средняя длина составила 9,61 мм, ширина – 6,66 мм. Сравнивая с материнской популяций, можно прийти к выводу, что наблюдается дивергенция в сторону уменьшения размеров. Нами было выявлено 106 оранжево-желто-черных особей, 46 желто-черных, 49 желтовато-розово-черных, одна кремово-черная. Выяснилось: ишимская популяция светлее и мельче. Результаты подтвердили гипотезу о действии окружающей среды на генофонд популяции».

«Биоиндикация водной вытяжки табачной продукции моллюсками рода Ахатины».

Проект Фарида Нифталыева, ученика седьмого класса СОШ №2 поселка Горноправдинск (ХМАО-Югра).

«Приобщение к курению происходит в подростковом возрасте: мальчики выкуривают первую сигарету в 9-10
лет, девочки – в 13-14 лет. По результатам  анкетирования, проведенного в нашей школе, 10% респондентов начали курить в 13 лет, 25% – в 14 лет, 34% – в 15 лет, 31% – в 17 лет. Половина из числа курящих выкуривает от одной до пяти сигарет, 43% – от пяти до 15 сигарет, семь процентов – более 15 сигарет. Чтобы продемонстрировать курильщикам, как влияет никотин на живые организмы, нами было проведено исследование. В качестве биоиндикатора  использовались моллюски Ахатина. Мы поместили их в четыре пластиковых контейнера – по 40 особей. Для
изготовления водной вытяжки внутри специального прибора поместили дымящую сигарету и ватный тампон, имитирующий легкие человека. Прибор «выкуривал» различное количество сигарет (две, пятнадцать и двадцать), после чего  изготавливалось водная вытяжка продуктов курения различной концентрации. В течение трех месяцев мы опрыскивали ею моллюсков. После каждой процедуры проводился осмотр испытуемых групп и выявление погибших особей, велось наблюдение за аппетитом и активностью моллюсков. При концентрации «две выкуренные сигареты в день» уровень смертности составит 7%, «15 сигарет» – 25%, «20 сигарет» – 32%. В контрольной группе, где опрыскивание не производилось, смертность составила 2%. Наблюдалось снижение активности особей – многие впали в спячку. Мы показали данные исследования школьникам и еще раз провели анкетирование. 82% опрошенных сказали, что не стали бы пробовать курить, если бы раньше увидели наглядно, как влияет курение на живые организмы».

«Оценка шумового загрязнения в здании МАОУ СОШ №5 и отдельном здании частного дома».

Проект Олеси Кадоловой, ученицы 11 класса СОШ №5 города Ишима.

«Специально для проведения исследования нами был сконструирован прибор шумомер. Мы провели эксперимент во время занятия в 10 классе. Было замечено, что как только ослабевало внимание, повышался уровень шума. В этом случае учитель устраивал пятиминутку или менял тему. Шумовые показатели после этого резко падали. После такого занятия была проведена контрольная работа. Судя по оценкам, материал усвоился лучше».

 

Оставить комментарий