Андрей РУЦИНСКИЙ: «Решение экологических проблем требует переосмысления»

Содержание

Все страницы

Андрей РУЦИНСКИЙ: «Решение экологических проблем требует переосмысления»

Андрей РУЦИНСКИЙ: «Решение экологических проблем требует переосмысления»

Тюменская область – регион, где сосредоточена значимая часть нефти и газа страны, а значит, и серьезные проблемы, касающиеся влияния на окружающую среду. Главный федеральный инспектор в Тюменской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Андрей Руцинский рассказывает об особенностях природопользования и экологии, лесной политике во вверенном ему регионе.

Экология — проблема общая

— Андрей Иванович, Тюменская область – регион, окружающая среда которого испытывает серьезные нагрузки от производственной деятельности. Как Вы считаете, достаточно ли той законодательной базы, что имеется сегодня в Тюменской области, для регулирования вопросов природопользования?

— Законодательной базы в целом немало. Это Водный кодекс РФ, Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»и ряд других законов и постановлений Правительства РФ — перечислять их все, наверное, нет надобности. На региональном уровне Дума и Правительство Тюменской области тоже регулярно обращаются к данным проблемам.

Андрей Иванович Руцинский,
главный федеральный инспектор в Тюменской области аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.

Родился 29 апреля 1957 года в г.Черкесске, Ставропольского края.

1975—1977 гг. — служба в рядах Советской армии.

Образование высшее: окончил в 1982 г. Ставропольский политехнический институт, специальность — технология машиностроения; в 1996 г. Академию ФСБ России, специальность — юриспруденция.

С 1982 по 1983 гг. работал инженером.

С 1983 г. — служба в органах безопасности.

В 2005—2008 гг. — главный федеральный инспектор в Карачаево-Черкесской Республике, главный федеральный инспектор в Ставропольском крае.

С февраля 2009 г. — главный федеральный инспектор в Тюменской области.

Женат. Двое сыновей.

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени; медалью Суворова.

Но законов и других нормативно-правовых актов никогда не будет достаточно по той причине, что жизнь динамично развивается, меняется. Законодательству приходится всегда «догонять» вновь возникающие отношения, требующие правового регулирования.

Думаю, необходимо подробнее остановиться на долгосрочной целевой программе «Основные направления охраны окружающей среды Тюменской области» на 2012-2014 годы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области.

— Да, давайте остановимся на вопросах экологии. Расскажите, пожалуйста, какие «болевые» точки существуют в вопросах экологической безопасности? Что уже сделано в этих направлениях, что еще планируется сделать?

— Приведу печальную статистику: на сегодняшний день УФО занимает первое место в России по объемам накопления отходов и пятое – по объемам их образования.

Поэтому проблемам экологии нужно уделить особое внимание и обеспечение экологической безопасности должно являться неотъемлемым условием развития Уральского федерального округа, должно стать одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

И такая работа в Тюменской области ведется. Например, до конца 2012 года запланирована рекультивация (ликвидация) 75 несанкционированных свалок ТБО в 13 муниципальных образованиях Тюменской области. Уже начато строительство 9 полигонов ТБО — всего их в проекте 13: в селах Абатское, Армизонское, Аромашево, Омутинское, Заречный Вагайского района, Бескозобово Голышмановского района, Новая Заимка Заводоуковского городского округа, Карасуль Ишимского района и Емуртла Упоровского района. По полигонам в Армизонском, Лебедевке и Ивановке работы планируется закончить в 2013 году.Уверен, что это значимый вклад в дело сохранения экологической безопаснотси региона. Но это только одна из проблем. Есть и другие, не менее значимые и «больные».

Поскольку в регионе всегда было развито сельское хозяйство, то существует такая проблема как накопление значительного объема бесхозных и пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, в том числе их размещение в полях под открытым небом без какой-либо охраны. В целом по состоянию на октябрь 2012 учтено 8 420 тонн агрохимикатов и 16,13 тонн пестицидов, подлежащих утилизации.

В целях решения проблемы в 3 квартале 2012 года за счет средств областного бюджета выполнены работы по уточнению видов и объемов бесхозных агрохимикатов и составлению паспортов опасных отходов. Ведется работа с администрациями муниципальных образований по определению мест их захоронения. Сбор пестицидов и агрохимикатов и вывоз их для утилизации будет продолжаться и в 2013 году.

— Андрей Иванович, не можем не задать вопрос о качестве питьевой воды в Тюменском регионе. Уже были прецеденты, серьезные проблемы. Как они решаются?

— Да, снабжение населения качественной питьевой водой находится под постоянным контролем. В целях охраны недр и для обеспечения экологической безопасности жителей области за счет средств областного бюджета ежегодно выявляются и ликвидируются аварийные бесхозяйные скважины, несущие опасность случайного или намеренного проникновения через их устья загрязняющих или токсичных веществ в питьевые водоносные горизонты.

В 2012 году уже ликвидировано 30 скважин, а до конца года будет ликвидировано еще около 170 скважин. Всего за 2012-2013 годы будет ликвидировано порядка 300 аварийных скважин.

Бюджетом Тюменской области государственная поддержка предприятий коммунального хозяйства в форме субсидий предусмотрена в размере 80,9 млн рублей на пополнение запасов пресной воды. Осуществляется переход на использование воды преимущественно из подземных источников.

В 2012 году уже ликвидировано 30 скважин, а до конца года будет ликвидировано еще около 170 скважин. Всего за 2012-2013 годы будет ликвидировано порядка 300 аварийных скважин.

В будущем году планируется открытие Центра лабораторного анализа питьевой воды в селе Речкино, который будет контролировать состояние питьевой воды в Туре выше по течению от Тюмени.

— Как Вы думаете, кто должен выступать с экологическими инициативами: государство, бизнес или общественность? Чья роль должна быть главенствующей?

— На мой взгляд, первое слово все-таки за общественностью. Сложившаяся ситуация требует, в первую очередь, переосмысления существующего подхода к решению экологических проблем, создания новых взаимоотношений общества и природы, изменения самого стереотипа ресурсоприродопользования. И начинать здесь необходимо с воспитания, развития экологического образования и формирования экологической культуры населения. Необходимо формировать осознанную общественную обязанность — соблюдать требования по обеспечению экологической безопасности, создавать предпосылки для формирования экологически ориентированной модели развития экономики, повышения уровня профессиональной компетенции в области экологической безопасности руководящих работников различных сфер деятельности и педагогических кадров.

До конца 2012 года запланирована ликвидация
75 несанкционированных свалок ТБО
в 13 муниципальных образованиях Тюменской области.

Большое внимание, на мой взгляд, нужно уделить распространению экологических знаний с помощью средств массовой информации, обеспечению населения открытым и бесплатным доступом к информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах. Основными источниками финансирования мероприятий должны стать не только бюджеты уральских субъектов и муниципальных образований, но и собственные средства природопользователей, внебюджетные источники, включая спонсорские средства и добровольные пожертвования, ведь бизнесмены — это наши граждане, которые живут здесь, пьют ту же воду, дышат тем же воздухом. Если бизнесмен мыслит старыми мерками и нацелен исключительно на получение прибыли, не думая, насколько экологически безопасно его производство, и в каком городе будут завтра жить его дети, то задача общественности: создать такие условия, чтобы безответственному бизнесмену было неуютно жить в таком обществе. А если у общественности не хватает сил и возможностей, у бизнесмена – совести, там должно действовать и действовать решительно — уже государство.

Оставить комментарий