ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОЗРАЧНЫ И ПОНЯТНЫ

ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОЗРАЧНЫ И ПОНЯТНЫ

Соответствовать букве закона – сложно. Особенно, когда законодательство касается экологических вопросов и постоянно меняется. Помочь природопользователю Югры разобраться с нормативами призваны ежеквартальные семинары, которые регулярно организует Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре. О конструктивных формах взаимодействия природоохранной службы с природопользователями и актуальных изменениях в законодательстве рассказывает заместитель руководителя окружного Управления Росприроднадзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тэнзилэ Иршатовна КОРМИШЕНКО

- Просто ли сегодня природопользователю угнаться за стремительно меняющимся природоохранным законодательством?

- Непросто, перемен хватает. Конечно, вся нормативно-правовая база, ежедневно поступающая в наше Управление - новые федеральные законы, разъяснительные письма, приказы - публикуются на нашем официальном сайте. Казалось бы, только читай и принимай как руководство к действию. Но не все так просто. Как правильно применить информацию об изменениях? Как в доступной форме довести поправки до природопользователей? Над этим работают наши специалисты. Это и есть все те вопросы, которые мы традиционно стараемся рассматривать на наших семинарах.

- Какие темы рассматривались на последнем семинаре? 

- Начнем с того, что появилась новая категория природопользователей - «абоненты». Это предприятия, сбрасывающие в централизованные системы водоотведения ежедневно более 200 кубометров. До 1 января 2015 года такие пользователи должны получить разрешение на сброс. Для обеспечения выполнения этой нормы была принята масса новых документов. Сразу же возникло много вопросов: «А как именно нормировать?». 

Дело в том, что абоненты сейчас тесно завязаны с водоканалами. И от того, какой норматив утвержден у водоканала, – будет зависеть и утверждение нормативов абоненту. 

Вопрос по «абонентам» стоит крайне остро, поскольку времени для разработки проектной документации и утверждения нормативов осталось немного. При этом если с нового года у «абонента» не будет разрешения на сброс, ему придется платить уже с 5-крытным повышающим коэффициентом. А это, сами понимаете, не просто нагрузка на предприятие, а угроза его финансовой стабильности. 

Если раньше абоненты имели финансовые обязательства только перед водоканалом, то сейчас должны отправлять деньги еще и в бюджет. Пугаться не надо - ту плату, что заплатил абонент, водоканал, будет «минусовать». 

Все эти не очень простые нововведения должны стать фактором, мотивирующим природопользователя к установке локальных очистных сооружений для улавливания специфических загрязняющих веществ. Это - позитивный для экологии момент, так как очистные сооружения водоканалов предназначены для очистки только хозяйственно-бытовых стоков с определенным спектром загрязнений. 

- На семинаре был поднят вопрос, волнующий многих – по поводу действия выданных ранее разрешительных документов…

- 1 августа 2014 был введен в действие новый федеральный классификационный каталог отходов. У природопользователей сразу возник вопрос: а как быть с теми документами, которые были ранее выданы с указанием в них старых кодов отходов поФедеральному классификационному каталогу отходов (ФККО)? Мы успокоили представителей предприятий. Все ранее выданные документы – действуют до окончания срока действия. 

- Как обстоят дела с государственным реестром объектов размещения отходов (ГРОРО)? 

- В августе 2014 вступил в силу «Порядок ведения государственного кадастра отходов», утвержденный Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, который определяет порядок ведения государственного кадастра отходов, устанавливающий процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации, в том числе, о конкретных объектах размещения отходов. 2

5 сентября 2014 около половины объектов размещения отходов, расположенных на территории ХМАО-Югры, приказом Росприроднадзора № 592 внесены в этот реестр. Ранее собирались данные только для информационной базы объектов размещения отходов.

Напоминаю, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, запрещено. Районными прокуратурами уже подано два иска о запрете эксплуатации объектов размещения отходов, не внесенных в государственный реестр. 

- Изменились ли подходы к вопросу паспортизации отходов? 

- 1 августа 2014 года вступило в силу постановление Правительства от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности». Паспорт составляется индивидуальными предприятиями(ИП) и организациями, в процессе деятельности которых образуются такие отходы. 

В нем указываются вид отхода, его код и наименование по федеральному классификационному каталогу, химический и компонентный состав (в процентах), агрегатное состояние и физическая форма, класс опасности. Также отражается технологический процесс, в результате которого образовался отход или утратил свои потребительские свойства товара или продукции. ИП и юридические лица подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Минприроды России.

Копия паспорта, заверенного предпринимателем или организацией, а также копии документов об отнесении отхода к конкретному классу опасности направляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту ведения хозяйственной деятельности.Паспорт действует бессрочно. В него нельзя вносить изменения. В постановлении приведена типовая форма паспорта. Если отходы не включены в федеральный классификационный каталог, необходимо подтвердить их класс опасности в течение 90 дней с даты их образования в порядке, установленном Министерством.

- Поднимался ли на семинаре вопрос об изменениях в порядке проведения экологической экспертизы?

- Это скорее не изменения, а разъяснения по вопросу принадлежности проекта рекультивации нарушенных земель к числу объектов государственной экологической экспертизы. Необходимо отметить, что в каждом конкретном случае необходимо обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), приложив к обращению раздел проекта «Пояснительная записка» с детальным описанием принятых проектных решений в рамках заявленного проекта рекультивации нарушенных земель.

Мы также обращаем внимание природопользователей на содержание заключений положительных государственных экологических экспертиз технической документации на новые технологии. В настоящее время множество технологий получили положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) ранее в Ростехнадзоре, либо в центральном аппарате Росприроднадзора, либо в территориальных Управлениях. 

Однако нередко в проектную документацию, уже прошедшую экспертизу, вносились изменения. В таком случае, согласно Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», положительно заключение ГЭЭ теряет юридическую силу. В другом случае, согласно заключению, технология применима лишь в каком-то конкретном регионе, но не в нашем. А значит, при применении технологии необходимо обращать внимание на территориальные ограничения. Многие предприятия на такие моменты просто не обращают внимание. 

- Одна из самых больных экологических проблем региона – шламовые амбары. Как дело обстоит с ними?

- Данный вопрос в округе стоит остро. Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре не входит в комиссию по приемке рекультивированных земель и рассматривает технический и биологический этап рекультивации земельного участка только в ходе организованной государственной экологической экспертизы. Но все работы по восстановлению нарушенных земель должны проводиться в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы или государственной экспертизы. В округе ежегодно образуется 3-4 млн тонн отходов из них 50% - буровой шлам. Основным правовым актом, на основании которого осуществляется рекультивация и последующая приемка (передача) лесных участков (нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров) до сих пор является Приказ Минприроды РФ №525, Роскомзема №67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Согласно Характеристик объектов размещения, представляемых в Управление, на территории ХМАО-Югры около семисот шламовых амбаров находятся на территории лесного фонда, потому что лесной фонд – это более 90% территории округа. Распоряжением Правительства РФ от 27 мая 2013 г. № 849-р утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений углеводородного сырья. К данным объектам относятся, в том числе, площадки размещения, накопления и обезвреживания отходов, шламовые амбары, полигоны, шламонакопители, хвостохранилища. Но в соответствии с требованиями Лесного кодекса, земли, которые использовались для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации. 

Важно отметить – земельный участок подлежит рекультивации, объект размещения отходов – ликвидации. Буровые отходы подлежат либо вывозу на соответствующий объект размещения отходов (на практике – полигоны промышленных отходов), либо переработке – обезвреживанию по технологии, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и дальнейшему использованию согласно области применения полученного строительного материала. 

- Годами предприятия размещали подобные отходы, а природоохранные органы принимали такие земли. 

- Нормативы 90-х годов позволяли просто захоранивать подобные отходы. И такая ситуация еще до недавнего времени была по всей стране. Эту проблему просто не замечали.

В нынешнем году ни один земельный участок на землях лесного фонда с расположенным на нем шламовым амбаром не принят комиссией как рекультивированный, потому что отходы не переработаны, не переведены из категории отходы в другую категорию (например, в строительный материал), либо не представлено подтверждение проведения таких работ. А это накладывает дополнительную финансовую нагрузку на предприятие, так как на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду необходимо проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды. Так только санитарными правилами СП 2.1.5.1059-01 предусмотрен ежемесячный производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод. 

Практика показывает, что по вопросу необходимости переработки бурового шлама возникают разночтения с Главгосэкспертизой. Из-за отсутствия положительного заключения государственной экологической экспертизы либо несмотря на необходимость переработки бурового шлама, предусмотренного в положительном заключении ГЭЭ, государственная экспертиза, проводимая территориальными органами Главносэкспертизы допускает не только создание объектов размещения отходов (шламовых амбаров) на землях лесного фонда, но и захоронения буровых отходов. 

Некоторые нефтяники жалуются: только в Югре такая проблема, нигде больше нефтегазовые компании не заставляют перерабатывать буровые отходы. Но когда сегодня Минприроды проводит вебинар – вся Россия слышит: мы не изобретаем велосипед в отдельно взятом регионе. Это – федеральные нормы и правила, поэтому подобная позиция должна быть у всех территориальных органов Росприроднадзора.

- В первом вашем семинаре участвовали 15 специалистов, в нынешнем, сентябрьском - уже около ста делегатов. Чем объясняется интерес?

- Мы общаемся с представителями предприятий ежедневно. Стараемся отвечать на все актуальные для них вопросы. Кроме семинаров в Управлении назначены консультационные дни - по вторникам, средам и четвергам.

Руководитель Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Р.И. Мишенин поставил задачу: принимаемые ведомством решения должны быть прозрачны и понятны природопользователям. Не должно оставаться недопонимания. На последних семинарах мы плодотворно работали с представителями ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО Газпромнефть-Хантос», ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР», Компании «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.», «Шлюмберже Лоджелко Инк, СГМУП Горводоканал», МУП «Управление тепловодоснабжения и водоотведения». Но не все предприятия, а особенно -бюджетные, имеют возможность приехать в Ханты-Мансийск. Мы планируем совместно с Центром лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ) выездные совещания в Сургуте и Нижневартовске.

Раньше не было такой практики. В целях эффективного взаимодействия Управление просит природопользователей присылать интересующие их вопросы до семинара. По словам участников, нигде так активно не идет организация «круглых столов», как в Югре. За полтора года прошло уже шесть подобных встреч. При этом однотипных семинаров не практикуем. Каждая встречана целена на рассмотрение новшеств в законодательстве, а также - сложившейся судебной практики по действующему законодательству. Так как многие предприятия, а особенно бюджетные, не имеют возможности предусмотреть в штатном расписании должности эколога, наши встречи полезны всем – и новичкам и асам в дебрях природоохранного законодательства. 

- Просвещение природопользователей – основная сфера деятельности Росприроднадзора. Принимаете ли участие в экологических акциях?

- Да, к примеру, в конце сентября Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре по инициативе Общественного совета присоединилось к Всемирной акции «Очистим планету от мусора». Был организован вывоз офисной макулатуру, а это в основном отходы бумаги и картона, пригодные для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья. Как известно, макулатура используется в качестве вторичного сырья при производстве бумаги, упаковочного картона, а также кровельных, изоляционных и других строительных материалов. Использование макулатуры существенно экономит древесину. 1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины или 100 кг макулатуры спасают 1 дерево. В общей сложности в рамках Всемирной акции Управлением в переработку сдано более 8000 кг офисной макулатуры. Начинаем с себя! 

Оставить комментарий