Загрязнение водных объектов как следствие ненормативной очистки

При пользовании водными объектами разрешительная документация – первое и самое главное условие, которое должны выполнить предприятия. Однако зачастую получение таких важных бумаг вызывает множество проблем. Об особенностях организации процесса сдачи статистической отчетности рассказывает заместитель руководителя Нижне-Обского бассейнового водного управления по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Жанна Деомидова.
– Жанна Николаевна, расскажите, какие работы были произведены Нижне-Обским бассейновым водным управлением по ХМАО-Югре в этом году?
– Основная задача Нижне-Обского бассейнового водного управления – регистрация договоров, решений, дополнительных соглашений в государственном водном реестре, а также выдача сведений о водных объектах для получения разрешительной документации. На сегодняшний день проделана большая работа с водопользователями, которые работают без необходимых документов. Мы провели полный анализ предприятий, осуществляющих водохозяйственную деятельность, выявили тех, кто не имеет никаких разрешительных документов, и направили соответствующие письма в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре и природоохранную прокуратуру. На сегодняшний день большая часть предприятий готовят необходимые документы для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование или договора водопользования (в зависимости от цели водопользования). Один из показательных примеров – это МУП «УГХ» города Пыть-Ях, один из крупных водопользователей, осуществлявший сброс сточных вод четырьмя выпусками в реки Большой Балык и Пучип-Игый без разрешительных документов в течение нескольких лет. В 2011 году МУП «УГХ» были утверждены НДС (норматив допустимого сброса), согласована Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и согласован план водоохранных мероприятий. Надеемся, что к концу года предприятие наконец-то получит разрешение на предоставление водного объекта в пользование.
Кроме того, по плану Нижне-Обское бассейновое водное управление проводит два раза в год бассейновые советы Нижнеобского и Иртышского бассейновых округов. На ближайших советах будут обсуждаться вопросы по водохозяйственным и водоохранным мероприятиям, по разработке программ государственного мониторинга водных объектов исполнительных органов субъектов РФ, проблемы ливневой канализации крупных городов и т.д. Особое внимание уделяется мониторингу состояния дна и берегов водных объектов, а также программе наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе гидротехническими сооружениями на территории субъектов, расположенных и в зоне деятельности Нижне-Обского БВУ. Что касается отбора проб донных отложений, то до недавнего времени он в основном проводился нефтяными компаниями на лицензионных участках и крупными водопользователями, такими как ГРЭСы.
– С какой целью берется проба донных отложений и кто анализирует полученные результаты?
– При анализе эколого-геохимической обстановки одним из наиболее информативных объектов исследований становятся донные отложения. Аккумулируя загрязнители, поступающие с водосборов в течение длительного промежутка времени, донные осадки являются индикатором экологического состояния территории, показателем уровня загрязненности.
В свое время в округе было принято постановление Правительства № 302-п от 29.07.2003 г. «Об утверждении требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории ХМАО-Югры» (в настоящее время действует аналогичное Постановление №485 от 12.12.2011 г.), согласно которому нефтяники ведут наблюдения за состоянием окружающей среды, включая отбор проб донных отложений. Все результаты представляются в Департамент экологии ХМАО-Югры, где анализируются и обобщаются.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов России №111 от 07.05.2008 г. «Об утверждении форм и порядка представления данных мониторинга, полученных участниками ведения государственного мониторинга водных объектов» данные регулярных наблюдений за водными объектами, состоянием их дна, берегов, водоохранных зон водных объектов должны представляться уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов. Такая программа в округе разработана только в 2011 году.
– А какую отчетность должны предоставлять водопользователи?
– В соответствии с приказом Росстата №230 от 19.10.2009 г. отделы водных ресурсов как территориальные органы Росводресурсов в субъекте РФ принимают и обобщают годовой статистический отчет об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз), который должен быть сдан до 22 января.
Кроме того, водопользователям необходимо предоставлять ежеквартальную отчетность по формам, предусмотренным приказом МПР России №205 от 08.07.2009 г. В этом же приказе прописан порядок ведения пользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод.
Представление отчетности, форм и сроков прописаны в Программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, кроме того в условиях выданного решения на право пользования водным объектом или договора водопользования.
– На что еще предприятия должны обращать внимание при сдаче отчетности?
– Во-первых, годовой статистический отчет обязаны сдавать все предприятия-водопользователи, осуществляющие забор воды более 50 м3 в сутки. Во-вторых, особое внимание стоит обращать на квартальную отчетность. Объемы воды (забранной или сброшенной) по кварталам в дальнейшем должны соответствовать показателям во всех отчетах. Зачастую в них встречаются разночтения, а это водный налог или плата за пользование водными объектами. Ну и, самое главное, необходимо соблюдать сроки сдачи отчетности, просто внимательно изучать полученные разрешительные документы.
– Были ли в последнее время приняты какие-либо программы, направленные на улучшение качества воды?
– В настоящее время в Ханты-Мансийском округе действуют две программы. Первая – «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 годах». Основной задачей является снижение уровня негативного воздействия факторов техногенного и природного характера на окружающую среду, охрана и восстановление уникальных экологических систем на территории округа. Государственный заказчик-координатор программы – Департамент экологии ХМАО-Югры. В программе предусмотрены мероприятия, направленные на решение проблем в области обращения с отходами, по охране атмосферного воздуха, земельных ресурсов, водных объектов и по защите населенных пунктов от наводнений, по сохранению типичных и уникальных экосистем и биологического разнообразия, по экологическому образованию и просвещению населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Вторая целевая программа ХМАО-Югры – «Чистая вода» на 2011-2013 годы – призвана решить основные задачи обеспечения населения качественной питьевой водой, рационального использования водных ресурсов, повышения надежности систем водоснабжения и водоотведения, качества сброшенных сточных вод. Государственный заказчик-координатор программы – Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры. Отдел водных ресурсов доводит до сведения Департамента информацию по проблемным очистным сооружениям. Самые сложные из них – КОС по Нефтеюганску и Нягани – вошли в программу «Чистая вода». Хочется надеяться, что в скором времени положение в этих городах изменится в лучшую сторону, а целевые программы оправдают возложенные на них ожидания и уровень экологической безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе значительно повысится.