Жены Севера

Не так давно в России появился новый праздник – День Матери, призывающий каждого из нас поблагодарить человека, который подарил нам жизнь. В честь его празднования корреспондент газеты «Красный Север» Александра Мещерякова рассказала нашему журналу четыре истории о талантливых и преданных своим семьям женщинах, проживающих на северных территориях нашего региона. Мудрые, деятельные, хрупкие, но выносливые, они поистине являются примером для подражания и гордостью нашей страны.

Традиционно во главе семьи у коренных народов севера стоит мужчина, добытчик. Зачастую отношения в семье регулируются строгими правилами, так,  например, женщине запрещается переступать через вещи мужчины и надевать его одежду. Территория стойбища условно делится на женскую и мужскую часть: передняя часть жилища – женская, она предназначена для хранения продуктов и одежды, для приготовления еды и заготовки дров, а пространство за домом – мужская, нужна для строительства и хранения охотничьих принадлежностей. Но нередко участие в мужских занятиях, таких, как охота и рыбалка, принимают и женщины. Например, в случае болезни мужа жена сама отправляется на поиски пропитания: оставить голодную семью хозяйке дома представляется немыслимым.
Неудивительно, что женщина Севера должна обладать стойким и выносливым характером, чтобы справляться со всеми полагающимися ей обязанностями. На северянку ложится большая ответственность. Ведя домашней хозяйство, она должна поднять на ноги своих детей: воспитать из мальчика будущего охотника, а из девочки – хозяйку и мать. Именно в правильном материнском воспитании лежит секрет сохранения будущих поколений коренных народов Севера.

Через верхнее отверстие в чуме

только-только начинают проникать

первые лучи солнца. А уже топится

печь, на огне закипает чай – мама

готовит стол к утренней трапезе.

СКРОМНОСТЬ ТУНДРЫ: Парикуне Мэдновна Езынги

Недавно Парикуне Мэдновне исполнилось девяносто лет. Но для своих детей она все тот же источник тепла и нежности: всегда поймет, выслушает, даст добрый совет, просто помолчит с тобой.

– Для нашей многодетной семьи мама – это самое святое. Она у нас отличается великой скромностью, не любит привлекать к себе внимание и рассказывать о себе, – делится старший сын большой семьи Езынги Хатяко Мейкович.

К началу войны Парикуне Мэдновна было немногим больше двадцати лет. Она активно работала на трудовой фронт. Шила с другими женщинами теплую одежду из оленьего меха для солдат. До сих пор она считается признанной мастерицей по всему полуострову Ямал.

– Уже двенадцать лет мама живет в поселке с младшим сыном, но к ней и сейчас приезжают из тундры женщины за советами, как правильно скроить и сшить малицу, ягушку, кисы, гусь, – рассказывает Хатяко Мэйкович.

Особенно у Парикуне Мэдновны удавались гуси. Иная мастерица может его так сшить, что в нем не нагнуться, не повернуться. Разве что тепло. А у Парикуне Мэдновны гусь всегда выходил удобным. Его можно было запросто надеть на фуфайку или шинель – он нисколько не сковывал движений. Сколько меховых изделий было отправлено на фронт, сейчас и не упомнишь. Парикуне Мэдновна никогда и не пыталась их сосчитать, главное – помочь ближнему. Ее муж во время войны тоже трудился: добывал рыбу для фронта. Раньше не было ни резиновых сапог, ни другой специальной одежды. Мужчины рыбачили неводами, часто находясь по пояс в ледяной воде. Уже много позже мать большой семьи, которая никогда не отличалась говорливостью, рассказывала, что при каждой бригаде состоял уполномоченный из области, который буквально загонял рыбаков в реку.

Парикуне Мэдновна всегда была скромная, тихая, и детей она научила быть сдержанными и не особо хвастаться своими успехами. – Бог услышит ваши хвалебные речи и, решив, что возможно у вас слишком много успеха, может его убавить. Поэтому просто делайте то, что должны, не ожидая слов похвалы. А жизнь уж сама решит, достойны ли вы награды, – наставляет Парикуне Мэдновна.

Несмотря на то что по-русски наша героиня до сих пор плохо разговаривает, она очень мудрый человек. Всегда найдет доброе слово для своих детей, внуков, правнуков, которых у нее в общей сложности почти двести человек!
Всю свою жизнь Парикуне Мэдновна трудилась, как пчелка. В ее чуме всегда горел костер, дети и муж были сытно накормлены и тепло одеты. Но сегодня женщина очень переживает за будущее своих потомков: как они будут жить в этом меняющемся мире? Раньше, когда она вела кочевую жизнь, в преддверии зимы все их поселение переваливало ближе к лесу по льду Обской губы уже в октябре, а сейчас вода залива прочно замерзает только к декабрю. – Природу, наверное, не бережем, – вздыхает Парикуне Мэдновна, размышляя на эту тему.

 

Маленькая, стремительная, не идет,

а мчится куда-то, будто боится не

успеть сделать что-то очень и очень

важное. Глаза у нее грустные,

а где-то в глубине их поселилось

переживание, граничащее со страхом.

Только за кого? За себя, за мужа, за

своих детей, а может за всех нас?

СИЛЬНАЯ И ХРУПКАЯ: Анна Павловна Неркаги

Анна Неркаги – писательница, общественный деятель, фермер, организатор первой в округе кочевой школы и просто замечательный человек. Она родилась в чуме в горах Полярного Урала. Хрупкая, только издавшая свой первый крик, могла ли она подозревать, что пройдет время, и ее голос услышат далеко на многие километры отсюда, а талантом ее будут восхищаться.

В своих произведениях Анна Павловна рассказывает о тундровиках, о проблеме преемственности поколений, национальном характере, о законах и обычаях предков. Анна Неркаги говорит о людях – ненцах, энцах, нганасанах – обо всех, на кого обрушилась цивилизация потребления: что же им делать, что хранить, на что опираться в новой жизни?

– Когда вышло в свет ее первое произведение «Белый ягель», я им буквально упивался. Такой сочный язык, такие меткие фразы, никогда ранее ничего подобного я не читал. Потом появились ее другие работы, тоже замечательные. Аннушка – умница, – делится Хатяко Езынги, член Ассоциации «Ямал – потомкам!».

Но сегодня Анна Павловна живет на фактории Лаборовая Приуральского района, где она основала единственную в России национальную ненецкую школу. В ней весь календарный год для детей проводятся этнокультурные и этнопедагогические занятия. В интернате семейного типа воспитанники получают образование в условиях кочевья, учатся понимать и хранить традиционные ценности своих народов.

Своим восхищением Анной Некраги также делится Наталья Цимблистенко, профессор кафедры гуманитарного образования ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования».

– Могу сказать, что Анна Павловна еще и настоящий трудоголик. За все берется с увлечением, полностью погружаясь в процесс. Если пишет, то не останавливаясь, запоем. Точно такое же отношение у нее к другим видам деятельности. Вот сейчас она очень увлечена созданием кочевой школы, кочевого детского сада. Удивляюсь, когда спать успевает?
Могу признаться, что я безмерно уважаю этого человека. Это великая женщина, писатель большого масштаба. Я убеждена, что ее творчество недооценено в должной мере. Его еще будут изучать и изучать. Сегодня ее произведения переводят на разные языки, по ним защищают диссертации. Жаль, что у себя на родине такого внимания к ее творчеству нет. Вернее, слышали о ней многие, но читали не все. А еще я надеюсь, что, когда Анна реализует свой проект по кочевым школам, она найдет в себе силы и снова сядет за писательский стол, чтобы удивить и порадовать своих читателей новыми произведениями.

 

Что может быть прекраснее весенней

тундры… Едешь по ней на легкой

нарте, а ароматы цветущего

багульника, свежей листвы, трав

сливаются в причудливый и

завораживающий напиток, который

хочется вбирать и вбирать в себя.

ХРАНИТЕЛЬНИЦА СЕМЬИ: Анастасия Архиповна Максарова

У    же несколько лет Анастасия Максарова со своим супругом живут в Питляре. А раньше жили в тундре, выпасали совхозное стадо. Ее муж – бригадир, она – его верная помощница. В тундре нельзя иначе: выжить можно только вместе. Пока супруг управляется со стадом, занимается своими мужскими делами, хозяйка создает уют в чуме. Дел тут невпроворот. Нужно нарубить дрова, натаскать воду, приготовить вовремя завтрак, обед и ужин. На Анастасии Архиповне  еще и установка чума после долгих касланий (кочеваний - прим. ред.) с оленьими стадами. А еще женщина в тундре – это безостановочный конвейер по выделке шкур, изготовлению теплых кисов, удобных малиц, нарядных ягушек. Причем все в эксклюзивном, единственном варианте. Надо признать, Анастасия Архиповна – знатная мастерица.

Сама она появилась на свет в большой семье рыбака. Двенадцатая, самая младшая, дочь не была лишней и не чувствовала себя обделенной, хоть и родилась в год начала Великой Отечественной войны. Несмотря на все катаклизмы, она сполна получила от родителей любовь и заботу. Мама не только учила ее тому, как правильно держать иголку и нитку, но и между делом наставляла ее бережно относиться к природе, брать от нее ровно столько, сколько необходимо, любить труд и уважительно относиться к людям.

Самое главное в семейной жизни, конечно, терпение. Может, в этом секрет долголетия ее брака? За своего Прокопия Герасимовича она выходила не по большой любви. Просто родители так решили, и молодых сосватали. Так, юная Настя сменила жизнь в рыбацком поселке на тундровые просторы. С тех пор прошло уже 45 лет, а они все живут душа в душу. Много ли современных супружеских пар могут похвастаться таким взаимопониманием? В наш век высоких технологий, когда соединить или разъединить две судьбы можно простым росчерком пера, мы все меньше прислушиваемся к голосу разума, к мнению человека, с которым свела нас жизнь.

– У меня замечательный муж, – говорит Анастасия Архиповна, – не припомню, чтобы когда руку поднял или слово грубое сказал. Конечно, бывали ситуации, когда я на него ворчала, только это редко. Если выпьет лишку, как про это ему не сказать? А вообще он у меня не любитель этого дела. Главное, в семье должен быть лад. Я отвечаю за порядок в доме, он –кормилец и добытчик.

Вместе супруги Максаровы вырастили пять дочерей и двух сыновей. Девчонки давно упорхнули из родительского гнезда, получили образование, живут кто в Салехарде, кто в райцентре. А вот мальчишки пошли по стопам родителей: оба оленеводы, старший – бригадир.

Вот такая замечательная женщина живет в поселке Питляр на берегу могучей реки Оби. Она не гонится за славой, просто живет, стараясь каждый день приносить пользу, своим детям, внукам и всем окружающим. А еще она мечтает, чтобы скорее пришла весна. Так хочется проехаться по тундре и вдохнуть запах цветущих трав.

Глаза лучистые, неизменная улыбка

на устах, а в запасе всегда найдется

доброе слово для каждого. Такая она,

Нина Михайловна Егерь,

преподаватель многопрофильного

колледжа.

 

КУКОЛЬНЫХ ДЕЛ МАСТЕР: Нина Михайловна Егерь

Коренная северянка, дитя двух народов – ханты и коми-зырян, Нина Михайловна свободно говорит на обоих языках, прекрасно знает культуру и традиции своих предков. Как преподаватель своими знаниями охотно делится со студентами колледжа. Кроме основной работы в педагогическом колледже, Нина Михайловна успевает заниматься домом, поддерживать детей, нянчиться с внуками, ходить на репетиции в фольклорный ансамбль «Обдорянка», шить национальных кукол. Их в ее запасниках более сотни. У каждой – свой неповторимый характер, про каждую она может рассказать замечательную историю. Эта скромница, та модница, а вон та красавица…

– В детстве кукол мне делала бабушка Мария Федоровна Рочева, – рассказывает Нина Егерь. – Когда мы были на покосе, она их мастерила из соломы, в лесу – из веточек, а дома сворачивала куколок из разных лоскутков. Я ими играла: укладывала спать, разговаривала с ними, поучала, то есть полностью изображала взрослую жизнь. Кстати, если ваш ребенок ругает свои игрушки, это сигнал. Значит, вы себя так ведете, потому что дети в своих играх, как правило, копируют поведение взрослых.

Самостоятельно свою первую куклу Нина Михайловна сделала, когда ей было уже за тридцать. Поводом послужила тоска по бабушке, которой к тому времени не стало. Создание кукол стало способом продлить теплые воспоминания о детстве. Так Нина Михайловна занялась изготовлением коми-зырянских куколок – акань. Шила их с любовью и потом дарила своим друзьям, знакомым, брала в качестве гостинцев, если ехала куда-нибудь в другие города. А лет двадцать назад стала обучать изготовлению национальной игрушки своих студентов.

– Однажды в «метеоре» еду, в руках – фотографии кукол, сделанных моими учениками, – вспоминает Нина Михайловна. – Рядом сидела женщина-ханты, увидела их и поинтересовалась, почему мы куклам глаза нарисовали. Я удивилась: «Разве можно без них?» Соседка объяснила, поскольку кукла неживая, то ей не положено видеть, иначе она душу унесет. Кроме того, обретя черты, куклы могут ожить и напугать ребенка. С ними можно играть, разговаривать, но видеть человека, с которым они «общаются», куклы не должны. Тогда все, что при нем есть, при нем и останется. Поэтому куклы финно-угорских, да и многих других народов почти никогда не имели глаз, носа, ушей.

После того разговора в «метеоре» Нина Михайловна вспомнила, что на аканях, сделанных бабушкой, глазок тоже не было. Маленькая Нина было прорисует их угольком или карандашом, а бабушка потом нашивает кукле новое лицо – чистый лоскут вместо старого. Как оказалось, многие северные народы следуют этой традиции, чтобы и кукла дольше жила, и люди свой век не укорачивали. Вот какие секреты может хранить простая, казалось бы, игрушка.

Оставить комментарий