Северский трубный завод: большое сердце маленького города
Содержание
Все страницыРабочие будни цеха
Наше знакомство с Трубопрокатным цехом №1 началось с корпуса администрации, где нам выдали ярко-оранжевые каски в целях соблюдения техники безопасности на производстве. В провожатые руководством цеха нам был откомандирован молодой специалист Дмитрий Дегай. Молодой не значит неопытный: в свои годы он уже вырос до старшего мастера участка проката. Да и судя по экскурсии, которую устроил нам Дмитрий, свое дело он знает и любит.
Трубопрокатный цех №1 – самый длинный на территории завода, более километра. В этом нам пришлось убедиться лично, когда мы, едва поспевая за бодро шагающим Дмитрием, отправились к складу непрерывно литых заготовок (НЛЗ) – туда, где непосредственно и начинается весь производственный процесс. Здесь расположены две дисковые пилы – станки фирмы «Linsinger» для порезки НЛЗ. Позже эти заготовки усилиями многих людей превратятся в главную гордость завода – бесшовные горячекатаные стальные трубы. Штабелировщики, трудящиеся на этом участке, отвечают за приемку, порезку, металла и задачу его на следующий этап.
Рядом с пультом управления пилой, где работает оператор, мы встречаем бригадира участка Андрея Жульдикова. В зоне его ответственности – своевременная разгрузка поступившего металла из ЭСПЦ, его приемка, задача в порезку, правильное поплавочное складирование и правильная же поплавочная задача НЛЗ в производство.
На участке дисковых пил установлен стенд с продукцией цеха. Дмитрий обращает наше внимание на разнообразие труб, муфт к ним, заглушек и видов резьб, которые производит его родное предприятие. Правда, на стенде представлена лишь некоторая часть продукции – все изделия цеха на выставочной площадке просто бы не поместились. Трубы, выпускаемые ОАО «СТЗ в ТПЦ-1, производятся в соответствии с требованиями государственных (ГОСТ, ГОСТ Р), межгосударственных и иностранных стандартов (API, EN/DIN, ASTM), а также другой нормативной документацией, согласованной с заказчиками в установленном порядке.
Следующая наша остановка происходит у кольцевых нагревательных печей. В цехе их установлено две. Перед посадом в печь, порезанная заготовка взвешивается и всесторонне измеряется на пульте, условно называемом «весы». Как поясняет Дмитрий, это необходимый процесс для отслеживания баланса металла. Подача заготовок в кольцевую печь осуществляется при помощи машины загрузки. В печи заготовка проходит полный круг через четыре нагревательные зоны и нагревается до необходимой температуры. Когда слиток достигает окна выгрузки, происходит аналогичная процедура, но уже в обратном порядке: нагретый слиток извлекается из печи и подается на прошивной стан.
В смене, которую мы застали, за работу печей отвечают старший нагревальщик смены Евгений Немешаев, нагревальщик кольцевой печи №1 Николай Семенко и нагревальщик кольцевой печи №2 Александр Зиновьев. Мужскую компанию разбавляет оператор Вера Шаронова. Все вместе они следят за тщательным соблюдением технологии нагрева металла, что в значительной степени влияет на качество получаемой трубы.
Чуть дальше расположены пульты управления, за которыми сидят машинисты загрузочных механизмов. «Заведуют» процессом представители молодого поколения в коллективе. Павел Шумов и Андрей Ветров работают в цехе уже около трех лет. Оба они в свое время отслужили в армии, оба спортсмены и активные участники внутризаводских мероприятий. На участке ребята отвечают за своевременную выдачу нагретого металла на прошивной стан.
Далее в технологической цепочке расположен прошивной стан, изготовленный в 2005 году ОАО «Электростальский завод тяжелого машиностроения» для Северского трубного завода. На данном участке нагретая НЛЗ прошивается в гильзу, которая дальше по транспортировочному рольгангу поступает на прокатные пильгер-станы. Здесь оборудованием управляют три человека: старший вальцовщик Михаил Иванов, вальцовщик Игорь Ваулин и подручный вальцовщика Сергей Сидоров. Тут же мы встречаем одного из представителей «старой школы» – бригадира участка горячего проката. Владимир Зюзев – настоящий старожил трубопрокатного цеха. На завод Владимир Григорьевич поступил еще в 17 лет после училища. Правда, вскоре пришлось сделать перерыв на два года в связи со службой в армии. Вернувшись на завод и начав работать в «прокатке», Владимир Григорьевич больше с родным предприятием не расставался. А в 1976 году, когда был запущен трубопрокатный цех, он перешел сюда, где его любят и ценят за веселый нрав и ответственное отношение к работе. Помимо любимой профессии у Владимира Зюзева множество увлечений, главное из которых – охота. На даче его всегда ждут собаки, верные помощники в промысловом деле. Так и получается, что в будни Владимир Григорьевич занят выпуском стальных труб, а в свободное время «работает» со своими питомцами в лесу, снабжая свою семью собственноручно добытыми мясом и мехом.
Не имея больше возможности отвлекать бригаду вальцовщиков от их трудовых обязанностей, мы отправляемся дальше по пути превращения стальной заготовки в черновую трубу. Дмитрий подводит нас к двум огромным пильгер-станам.
«Вам сегодня повезло, – улыбается наш провожатый. – Эта смена молодая (здесь работают вальцовщиками ребята, которым нет и 35), но одна из самых лучших по производственным и качественным показателям. Бригадирами в этой смене являются два брата: Прохоровы Олег Юрьевич и Александр Юрьевич. В прошлом году Олег работал в бригаде пиллигримового стана №2 под руководством старшего брата Александра, а в этом году ему доверили руководство бригадой на первом стане».
К сожалению, познакомиться лично с перспективными специалистами нам не удалось – братья вместе со своими бригадами были заняты своими основными обязанностями. В этот момент на одном из пильгер-станов как раз начался процесс проката труб. Как объяснил нам Дмитрий Дегай, пиллигримовый стан состоит из рабочей клети с валками переменного профиля и подающего аппарата и предназначен для проката гильз в трубы. Гильзы с прошивного стана поступают на участок внестановой зарядки дорнов, где внутрь гильзы заряжается специально подготовленный (охлажденный и смазанный) инструмент, собственно, дорн. Далее при помощи манипуляторов заряженная гильза передается в линию пиллигримового стана №1 или №2. При прокате труб из гильз вальцовщик контролирует толщину стенки трубы, качество наружной и внутренней поверхности, а также правильность настройки стана и качество инструмента, на котором ведется прокат (валки и дорна).
Прокатанная трубная плеть передается на участок огневой резки труб, кроится на мерные длины при помощи плазменных резаков. Сегодня при помощи современных технологий уже на этом участке вальцовщик может получить достоверные данные по расходу металла (основного показателя рентабельности цеха): нужной ли длины получилась трубная плеть, какое количество металла стало непосредственно годной трубой, а какое ушло в отходную часть – затравочный конец и пильгер-головку. На огневых резках за качеством наружной поверхности труб – дополнительно к своим обязанностям по порезке изделий – следят операторы огневых резок.
Порезанные трубы передаются в подогревательную печь с шагающими балками (ПШБ) и далее – в линию калибровочных станов ВНР или ЭЗТМ. Участок калибровочных станов и нагрева труб в ПШБ предназначен для получения необходимого (в соответствии с предъявляемыми требованиями) диаметра черновых труб. При прохождении через стан труба калибруется и далее передается на специальные транспортеры – холодильники, где равномерно остывает и передается на участок отделки гладких труб. Именно там изделие начинает приобретать свойства готовой горячекатаной трубы: происходит его отделка, термообработка, выделка резьб, покраска. После этого продукция отгружается потребителю.
На этом наша экскурсия подходит к концу. Мы прощаемся с дружным коллективом трубопрокатного цеха и благодарим нашего подкованного в вопросах производства сопровождающего Дмитрия за интересную беседу. От редакции нашего журнала мы хотим сказать большое спасибо Северскому трубному заводу, его руководству и лично начальнику ТПЦ-1 Юрию Григорьевичу Губину за возможность своими глазами увидеть, как создаются стальные горячекатаные трубы, востребованные во всем мире.