Северский трубный завод: большое сердце маленького города

Содержание

Все страницы

Михаил Зуев: «У нас на заводе каждый несет свой «чемоданчик»

Открытый, спокойный, настроенный на диалог, Михаил Васильевич во время беседы сразу берет инициативу в свои руки. Просто, но с уважением рассказывает нам о заводе, о городе, о людях, живущих и работающих здесь. Глядя на Михаила Зуева, директора Северского трубного завода (СТЗ), думаешь: побольше бы таких «ископаемых», как он, смеясь, сам себя называет, руководителей. Возможно, тогда бы нам и не пришлось писать о бесконечных экологических проблемах и ежедневно слышать о трудностях, возникающих в социальной сфере.

– Михаил Васильевич, давайте поговорим о Вашем заводе, тем более что он имеет такую богатую историю, начинающую свой отсчет с 1739 года. Преемственность поколений, традиции, социальная ответственность – все это применимо к Северскому трубному заводу?

– Может быть, именно к нашему заводу все эти понятия и применимы. Очень давно, 272 года назад, в этот глухой край пришли работные люди, плотинных дел мастера, и поставили плотину, около которой и обосновался завод. С тех пор предприятие преображалось, многократно реконструировалось. И сегодня мы очень бережно относимся к нашему историческому наследию. Вы посмотрите хотя бы, как выглядит наш музей! В данный момент мы пытаемся восстановить первые планы завода. Есть у нас энтузиасты, ветераны, которые с удовольствием этим занимаются. На основании экспозиции завода уже сделаны аксонометрические рисунки. В свою очередь, по ним разрабатывается компьютерная графика. Она станет основой для анимационного фильма, посвященного развитию завода: из глубины веков до наших дней.

Естественно, у нашего завода есть и свои традиции, которые мы бережно храним. И я скажу, что, может быть, именно в этом причина того, что мы способны реализовывать любые самые сложные проекты. У нас существуют преемственность поколений, династии рабочих: отцы уступают место на производстве своим детям. Недавно мы праздновали выпуск одиннадцатимиллионной тонны трубы в цехе №1, которому исполнилось 35 лет и который мы активно реконструируем. В этот праздничный день «отцы» вспоминали, как запускали этот цех. А сегодня на этих местах работают уже их дети. На Северском трубном заводе существуют правильные традиции, а значит, и коллектив складывается очень хороший.

– А вы каким-то образом поддерживаете своих ветеранов?

– Конечно! У нас почти пять тысяч ветеранов, которые состоят на учете в совете ветеранов СТЗ. Во-первых, мы с ними постоянно сотрудничаем: председатель совета ветеранов бывает всегда на заводских оперативках, у нас проходят личные встречи. Наиболее активных ветеранов мы приглашаем на все отмечаемые нами праздники, в том числе на День металлурга, Новый год. И любая проблема, которая в этом славном многотысячном коллективе случается, не остается без внимания завода.

По итогам года, мы выплачиваем специальную премию нашим бывшим коллегам. Вот заканчивается 2011 год: в январе-феврале заводом будут сделаны выплаты. Кроме того, мы выплачиваем такую же материальную помощь к нашему профессиональному празднику – Дню металлурга. А ветеранам труда, труженикам тыла, участникам Великой Отечественной войны оказываем материальную поддержку еще и ко Дню Победы.  Около 200 человек могут получить бесплатный курс лечения в заводском профилактории. У нас есть база отдыха, куда ветераны имеют возможность поехать на льготной основе. Эти расходы предусмотрены в бюджете завода.

Вообще, уж коли я затронул вопрос социального комплекса, мы одно из тех предприятий, количество которых в России по пальцам пересчитать можно. Все социальные объекты завод сохранил на своем балансе: Дворец культуры, Дворец спорта, лыжная база, база отдыха, профилакторий, поликлиника, детский загородный лагерь на 500 мест. Всеми этими объектами пользуются не только заводчане, но и горожане. Сегодня у нас работает около семи тысяч человек. В Полевском насчитывается почти 72 тысячи человек населения, то есть каждый 10-й житель города – сотрудник Северского трубного завода. Конечно, мы оказываем всестороннюю помощь им и их семьям. Это и называется социальная ответственность бизнеса, и именно так должно вести себя любое градообразующее предприятие. Пусть это прозвучит нескромно, но наши дела достойны подражания.

Каждый год мы тратим огромные деньги на социальную сферу: за 2010 год сумма выплат достигла 310 млн рублей, в 2011 году – почти миллиарда. В основном, благодаря тому, что при нашем непосредственном участии в прошлом году было построено много жилья для заводчан.

– Кстати, о жилье. Когда мы ехали к Вам, видели поселок вблизи к Полевского, который Вы строите для своих рабочих…

– Уже достроили и сдали.

– Тем более, расскажите, пожалуйста, как возникла идея этого строительства, как она воплощалась в жизнь и, главное, какой отклик получила у рабочих завода и жителей города?

– Во-первых, я скажу, что даже в самые кризисные годы мы не прекращали строить жилье. Каждый год мы в среднем сдавали по одному многоквартирному дому. И таким образом помогали решать проблему с жильем, которая существовала в городе. Строительство жилья завод не рассматривает как коммерческий проект: квартиры и дома отдаем по себестоимости. Более того, раньше завод давал беспроцентные ссуды своим сотрудникам, но законы поменялись, и предоставление ссуды стало считаться дополнительным доходом. В итоге мы привлекли банк, который стал предоставлять работникам завода ипотечное кредитование.

Сегодня мы организовали передовое металлургическое производство, в которое внедрили все, что придумано предприятиями металлургического машиностроения и отраслевыми институтами. И наши показатели по всем параметрам: качество, производительность труда, экология, – достойны уважения.

Естественно, в связи с этим очень остро встал вопрос обучения персонала. Представьте мартеновца, который всю жизнь стоял у печи с лопатой, – конечно, в его работе субъективный фактор играл очень большую роль. А сейчас внедрена такая технология, при которой главным для работника является знание и точное выполнение инструкций, обеспечивающих качественный производственный процесс.

В конечном итоге, нам удалось сформировать хороший коллектив. И для этого коллектива специалистов высокого класса мы создали новые комфортные рабочие места. Теперь сталевар на нашем заводе сидит в помещении, где работает кондиционер, а десятки камер отслеживают весь производственный процесс.

А раз мы внедрили новую культуру производства с новыми технологиями, было принято решение о необходимости значительно улучшить условия быта: построить более качественное жилье, более высокого уровня. И в прошлом году мы реализовывали два проекта.

Первый проект был разработан специально для нашего заводского «среднего класса», – для тех специалистов, кто новую технологию производства внедрял, осваивал и сегодня успешно работает по ней. Для них мы возвели коттеджный поселок «Березовая роща». Предложение включает в себя дом площадью 156 м2, гараж, восемь соток земли, все коммуникации, индивидуальное отопление. Себестоимость одного квадратного метра жилья в поселке получилась 23 600 рублей.

– Дешевле, чем в городе!

– А вы посчитайте, во сколько раз! Жилье дешевле 46 тысяч за м2 в Екатеринбурге найти очень сложно, разве что на окраине. А мы предлагаем большой двухэтажный дом плюс собственный участок. Вторая социальная группа, для которой завод строит жилье, – это молодые люди, наша перспектива и наше будущее. Завод очень серьезно занимается судьбой своих молодых специалистов: помогает поступать в учебные заведения, частично оплачивает обучение студентам профильных специальностей. Естественно, необходимо позаботиться и об условиях их проживания. Мы построили молодежный дом на 70 квартир. Квартиры в нем небольшой площади – около 40 м2 однокомнатная и около 50 м2 двухкомнатная. Для того чтобы молодые люди могли платить за свое жилье, для них банк предоставляет ипотечное кредитование. Кстати, каждый год мы знаем, сколько детей родилось в трудовом коллективе завода. В нашем коллективном договоре предусмотрена материальная помощь при рождении ребенка, поэтому цифры точные. Радует, что ежегодно у нас внушительное число: 240-280 младенцев.

– Раз рождаются дети, значит, нужны садики…

– Все верно. Я поддерживаю губернатора Свердловской области в его стремлении за три года снять проблему нехватки мест в детских садах. В начале реализации данной программы в Полевском не хватало около 1 000 мест. Мы решаем этот вопрос: сегодня на учете в городе стоит 467 ребятишек. Причем это не только дети заводчан, но и горожан в целом.

Три года назад мы провели капитальный ремонт одного детского сада, вложив в него 35 млн рублей. Кроме того, в 2011 году завод помог с разработкой проектно-сметной документации для переоборудования еще двух детских садов в городе и оба они, один в южной, а другой в северной части города, были сданы в эксплуатацию. Сегодня завод финансирует очередной проект реконструкции дошкольного учреждения, которое откроет двери для ребятишек в 2012 году.

Детская поликлиника города много лет стояла на ремонте. Мэр в этом году все-таки настоял на решении этого вопроса, а мы ему помогли: выделили пять млн рублей на приобретение оборудования. Детская поликлиника была пущена в эксплуатацию в канун Дня металлурга.
Мы активно помогаем также школам Полевского. У каждой из них (а школ в городе и селах 18), у каждого детского клуба и детдома есть шефы. Наше бизнес-сообщество помогает готовить эти учреждения к началу учебного года. Не было ни одного случая, чтобы какая-то школа была не принята к 1 сентября.
Мы считаем, что дети Полевского, как, впрочем, все дети, должны расти здоровыми. Завод старается делать все, чтобы во дворах появились спортивные площадки. В этом году для юных спортсменов построили лыжероллерную трассу, скейтодром. Мы очень серьезно занимаемся программой «За здоровый город». В попечительском совете города совместно решаем вопросы создания хороших условий для воспитания здорового подрастающего поколения.

– А учителей в городе хватает? Завод помогает им?

– Учителя в городе есть. И по итогам года мы всех лучших учеников, спортсменов, учителей, воспитателей премируем средствами, которые поступают на счет попечительского совета. Четыре года назад мы построили для учителей в селе Мраморском двухквартирный дом. И в этом году мэр изыскал возможности: молодой учительской семье были вручены ключи от квартиры. Мы постоянно думаем о том, как поддержать наших педагогов.

Проблема в городе – с медработниками. Не хватает врачей. Хотя городскому здравоохранению мы тоже стараемся помогать: недавно приобрели для ЦГБ новую машину скорой помощи. СТЗ выделил средства на внутреннее оборудование. Сейчас бизнес-сообществом рассматриваются варианты совместного приобретения аппарата УЗИ, который стоит 4,5 млн рублей.

Северский трубный завод ведет социально ответственный бизнес на территории Полевского городского округа. В 2011 году среднюю зарплату на предприятии увеличили на 24%. Сейчас она приблизилась к 26 тысячам рублей. В 2012 году, как мы запланировали, надеемся поднимем ее до 29 тысяч.

– Жилье завод строит. А как в городе решаются вопросы водоподготовки, канализационного водоотведения?

– В Полевском Северский трубный завод несет большую нагрузку, обеспечивая весь город питьевой водой. Берем мы ее из реки Чусовой, очищаем, готовим качественный продукт и подаем в город. Очисткой воды занимается фильтровальная станция «Маяк». Сейчас мы ведем ее поэтапную реконструкцию. Благодаря этой работе, повышается качество питьевой воды, сокращаются стоки и количество промывных вод, уменьшается объем водозабора. И, самое главное, качество сброса тоже меняется.Помимо этого, завод снабжает горячей водой и отоплением северную часть города, где проживает 70% жителей. В 2011 году прогнозируемые убытки от данной деятельности составили примерно 26-28 млн рублей. Однако мы понимаем, что это тоже часть нашей социальной нагрузки.

Следующий важный вопрос – канализация. С массовым приходом бытовой химии в наши дома, очищать стоки стало очень сложно. А так как очистные сооружения находятся тоже на балансе завода, мы занимаемся очисткой стоков северной части города. Мы жестко контролируем все, что сбрасывается в речку Северушку и что затем может попасть в бассейн Чусовой. Зафиксированное где-то нарушение – это серьезное ЧП. И мы всегда принимаем самые решительные меры для обнаружения его причины. Но надо сказать, что с течением времени производство меняется и подобных опасных вещей становится меньше. Мы ликвидировали все выпуски, которые в прошлые годы могли производить сбросы в реку Северушку. Теперь все сбросы идут только через очистные сооружения.

Естественно, сегодня вопрос канализационно-очистных сооружений является ключевым не столько для завода, сколько для города в целом. Городская власть пока не в состоянии взять эту нагрузку на себя, поэтому сооружениями занимаемся мы. Мы рады, что в конце концов РЭК откликнулся на наши просьбы и дал нам некоторую инвестиционную составляющую в тарифе на канализацию. И сегодня это единственный вид нашей социальной заботы, который имеет минимальную, в пределах 2-3%, рентабельность. В дальнейших планах у нас – улучшить качество очистки, увеличить объемы принимаемых стоков и снять ограничения для всех желающих подключиться к сетям коммунальной компании и по водополучению, и по водоотведению.

Пока такие ограничения существуют: мы несем юридическую ответственность за качество стоков и не хотим платить необъективные штрафы. Конечно, и у нас бывают небольшие нарушения, но чаще в стоках появляются элементы, которые в принципе не образуются в результате нашего производства.

– Как Вы строите отношения с предприятиями, которые создают нагрузку на очистные сооружения завода?

– Мы установили принципиальные отношения с промышленными предприятиями, которые сбрасывают свои отходы в коллектор. Мы договорились о введении двухставочного тарифа: теперь нам платят не столько за количество, сколько за качество отходов. И вот этот тариф дает стимул организации думать, что делать со своими стоками, как их улучшить, для того чтобы платить меньшие деньги. Но пока наши сооружения справляются с очисткой и гарантируют соблюдение тех нормативов, которые для нас установлены.

Системная работа с нашими потребителями дает результаты. Но очистные сооружения нуждаются в реконструкции. Очень хотелось бы, чтобы на эти цели поступали деньги с уровня субъектов федерации. Бюджет Полевского – всего около миллиарда рублей, что для такого города, как наш, очень мало. Поэтому немалую часть социальной нагрузки несет на себе градообразующее предприятие – Северский трубный завод. Приятно сознавать, что в Полевском сложилось правильное понимание роли бизнеса в жизни города: мы пропагандируем социальную ответственность, сотрудничество власти и бизнеса и попечительскую деятельность. Кстати, надо сказать, что строительство электросталеплавильного комплекса на нашем заводе обеспечило решение экологических проблем в городе.

– Каким образом?

– Еще несколько лет назад на заводе стояли четыре мартеновские трубы, из которых днем и ночью шел рыжий дым. В период кризиса народ этому радовался: трубы дымят – завод работает! Сегодня дыма над нашим заводом нет. То, что можно увидеть, – это пар от системы охлаждения горячих металлов. Газоочистные сооружения гарантируют очистку отходящих газов. Максимальный результат за три года их эксплуатации был 0,67 предельно допустимой концентрации. И это на срезе трубы! Я не говорю о подфакельных исследованиях – там показатели еще ниже.

Конечно, полученные нами результаты зависят от применяемой технологии производства, но не только. Нами были сделаны существенные затраты на экологию: порядка 20-25% от общих инвестиций на реконструкцию. Установленные на заводе газоочистки стоят колоссальных денег. Сегодня это лучшая технология, которую придумала цивилизация для очистки промышленных газов. У нас за пределами санитарной зоны вообще нет превышений ПДК ни по одному ингредиенту. Это именно тот результат, которого мы добивались. На сегодняшний день самый главный источник выбросов в Полевском – это дорога, которая идет через весь город. Она одна образует больше вредных выбросов, чем весь завод.

– Кстати, как возникла идея на территории завода поставить часовенку?

– Когда-то на горке заводоуправления стояла часовня, построенная в конце 19 века. После революции ее снесли. Когда вновь началось возвращение к религии, лет десять назад, неравнодушные люди вышли с идеей восстановить строение. А куда ее поставить? На прежнее место – молодежь разломает. И было принято решение поставить часовню на территории завода. Она специально сконструирована так, что в любой момент ее можно демонтировать. Сейчас мы планируем перенести часовню на пригорок в районе музея, где к ней, как и к музейному комплексу, будет отдельный вход. Даже сделали компьютерную графику, чтобы представить, как она будет там смотреться.

– Михаил Васильевич, Вам стало интереснее работать, когда Вас назначили управляющим директором СТЗ?

– В металлургии я работаю уже 42-й год, интересной работы всегда было много. На Северский трубный завод меня пригласило руководство ТМК специально заниматься реконструкцией завода. Десять лет, что я здесь проработал, пролетели, как одно мгновение. А, когда меня назначили управляющим директором, стало еще интереснее!

Сегодня у нас сложился хороший, здоровый коллектив. Каждый, как я говорю, «несет свой чемоданчик», у каждого есть конкретный участок работы. В целом, мы команда, которая вместе достигает отличных результатов.

 

 

Оставить комментарий