Андрей РУЦИНСКИЙ: «Решение экологических проблем требует переосмысления»

Содержание

Все страницы
Андрей РУЦИНСКИЙ: «Решение экологических проблем требует переосмысления»

Тюменская область – регион, где сосредоточена значимая часть нефти и газа страны, а значит, и серьезные проблемы, касающиеся влияния на окружающую среду. Главный федеральный инспектор в Тюменской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Андрей Руцинский рассказывает об особенностях природопользования и экологии, лесной политике во вверенном ему регионе.

Экология — проблема общая

— Андрей Иванович, Тюменская область – регион, окружающая среда которого испытывает серьезные нагрузки от производственной деятельности. Как Вы считаете, достаточно ли той законодательной базы, что имеется сегодня в Тюменской области, для регулирования вопросов природопользования?

— Законодательной базы в целом немало. Это Водный кодекс РФ, Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»и ряд других законов и постановлений Правительства РФ — перечислять их все, наверное, нет надобности. На региональном уровне Дума и Правительство Тюменской области тоже регулярно обращаются к данным проблемам.

Андрей Иванович Руцинский,
главный федеральный инспектор в Тюменской области аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.

Родился 29 апреля 1957 года в г.Черкесске, Ставропольского края.

1975—1977 гг. — служба в рядах Советской армии.

Образование высшее: окончил в 1982 г. Ставропольский политехнический институт, специальность — технология машиностроения; в 1996 г. Академию ФСБ России, специальность — юриспруденция.

С 1982 по 1983 гг. работал инженером.

С 1983 г. — служба в органах безопасности.

В 2005—2008 гг. — главный федеральный инспектор в Карачаево-Черкесской Республике, главный федеральный инспектор в Ставропольском крае.

С февраля 2009 г. — главный федеральный инспектор в Тюменской области.

Женат. Двое сыновей.

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени; медалью Суворова.

Но законов и других нормативно-правовых актов никогда не будет достаточно по той причине, что жизнь динамично развивается, меняется. Законодательству приходится всегда «догонять» вновь возникающие отношения, требующие правового регулирования.

Думаю, необходимо подробнее остановиться на долгосрочной целевой программе «Основные направления охраны окружающей среды Тюменской области» на 2012-2014 годы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области.

— Да, давайте остановимся на вопросах экологии. Расскажите, пожалуйста, какие «болевые» точки существуют в вопросах экологической безопасности? Что уже сделано в этих направлениях, что еще планируется сделать?

— Приведу печальную статистику: на сегодняшний день УФО занимает первое место в России по объемам накопления отходов и пятое – по объемам их образования.

Поэтому проблемам экологии нужно уделить особое внимание и обеспечение экологической безопасности должно являться неотъемлемым условием развития Уральского федерального округа, должно стать одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

И такая работа в Тюменской области ведется. Например, до конца 2012 года запланирована рекультивация (ликвидация) 75 несанкционированных свалок ТБО в 13 муниципальных образованиях Тюменской области. Уже начато строительство 9 полигонов ТБО — всего их в проекте 13: в селах Абатское, Армизонское, Аромашево, Омутинское, Заречный Вагайского района, Бескозобово Голышмановского района, Новая Заимка Заводоуковского городского округа, Карасуль Ишимского района и Емуртла Упоровского района. По полигонам в Армизонском, Лебедевке и Ивановке работы планируется закончить в 2013 году.Уверен, что это значимый вклад в дело сохранения экологической безопаснотси региона. Но это только одна из проблем. Есть и другие, не менее значимые и «больные».

Поскольку в регионе всегда было развито сельское хозяйство, то существует такая проблема как накопление значительного объема бесхозных и пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, в том числе их размещение в полях под открытым небом без какой-либо охраны. В целом по состоянию на октябрь 2012 учтено 8 420 тонн агрохимикатов и 16,13 тонн пестицидов, подлежащих утилизации.

В целях решения проблемы в 3 квартале 2012 года за счет средств областного бюджета выполнены работы по уточнению видов и объемов бесхозных агрохимикатов и составлению паспортов опасных отходов. Ведется работа с администрациями муниципальных образований по определению мест их захоронения. Сбор пестицидов и агрохимикатов и вывоз их для утилизации будет продолжаться и в 2013 году.

— Андрей Иванович, не можем не задать вопрос о качестве питьевой воды в Тюменском регионе. Уже были прецеденты, серьезные проблемы. Как они решаются?

— Да, снабжение населения качественной питьевой водой находится под постоянным контролем. В целях охраны недр и для обеспечения экологической безопасности жителей области за счет средств областного бюджета ежегодно выявляются и ликвидируются аварийные бесхозяйные скважины, несущие опасность случайного или намеренного проникновения через их устья загрязняющих или токсичных веществ в питьевые водоносные горизонты.

В 2012 году уже ликвидировано 30 скважин, а до конца года будет ликвидировано еще около 170 скважин. Всего за 2012-2013 годы будет ликвидировано порядка 300 аварийных скважин.

Бюджетом Тюменской области государственная поддержка предприятий коммунального хозяйства в форме субсидий предусмотрена в размере 80,9 млн рублей на пополнение запасов пресной воды. Осуществляется переход на использование воды преимущественно из подземных источников.

В 2012 году уже ликвидировано 30 скважин, а до конца года будет ликвидировано еще около 170 скважин. Всего за 2012-2013 годы будет ликвидировано порядка 300 аварийных скважин.

В будущем году планируется открытие Центра лабораторного анализа питьевой воды в селе Речкино, который будет контролировать состояние питьевой воды в Туре выше по течению от Тюмени.

— Как Вы думаете, кто должен выступать с экологическими инициативами: государство, бизнес или общественность? Чья роль должна быть главенствующей?

— На мой взгляд, первое слово все-таки за общественностью. Сложившаяся ситуация требует, в первую очередь, переосмысления существующего подхода к решению экологических проблем, создания новых взаимоотношений общества и природы, изменения самого стереотипа ресурсоприродопользования. И начинать здесь необходимо с воспитания, развития экологического образования и формирования экологической культуры населения. Необходимо формировать осознанную общественную обязанность — соблюдать требования по обеспечению экологической безопасности, создавать предпосылки для формирования экологически ориентированной модели развития экономики, повышения уровня профессиональной компетенции в области экологической безопасности руководящих работников различных сфер деятельности и педагогических кадров.

До конца 2012 года запланирована ликвидация
75 несанкционированных свалок ТБО
в 13 муниципальных образованиях Тюменской области.

Большое внимание, на мой взгляд, нужно уделить распространению экологических знаний с помощью средств массовой информации, обеспечению населения открытым и бесплатным доступом к информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах. Основными источниками финансирования мероприятий должны стать не только бюджеты уральских субъектов и муниципальных образований, но и собственные средства природопользователей, внебюджетные источники, включая спонсорские средства и добровольные пожертвования, ведь бизнесмены — это наши граждане, которые живут здесь, пьют ту же воду, дышат тем же воздухом. Если бизнесмен мыслит старыми мерками и нацелен исключительно на получение прибыли, не думая, насколько экологически безопасно его производство, и в каком городе будут завтра жить его дети, то задача общественности: создать такие условия, чтобы безответственному бизнесмену было неуютно жить в таком обществе. А если у общественности не хватает сил и возможностей, у бизнесмена – совести, там должно действовать и действовать решительно — уже государство.

Лесная политика и лесопользователи

— Андрей Иванович, Россия пошла по пути большинства европейских стран, и сегодня государством готовится проект Лесной политики РФ. Как Вы считаете, какую роль данный документ сыграет в развитии Тюменской области, занимающей третье место в стране по общему запасу лесных ресурсов?

— Прежде всего руководствуясь интересами современного российского общества в сохранении и приумножении лесных богатств страны, мы не должны забывать о глобальной задаче России по интеграции в мировое сообщество, внедрению международных правовых норм, общепризнанных принципов права, регулирующих лесные отношения, в национальную правовую систему Российской Федерации.

Основной задачей Лесной политики и всего лесного законодательства в данном случае является стабилизация правовых институтов, развитие лесных отношений, достижение максимально эффективного, отлаженного управления лесным хозяйством, выведения данного сектора экономики на качественно новый, прогрессивный уровень с благоприятным фоном для привлечения инвестиций.

С одной стороны доля влияния государства в лесном секторе экономики чрезвычайно важна ввиду установленной исключительной собственности Федерации на земли лесного фонда. С другой стороны, экономически обоснованное и обоюдовыгодное участие лесопользователя в осуществлении обязанностей по содержанию и поддержанию в надлежащем состоянии своего имущества безусловно ведет к развитию общественных отношений, позволяет снять с государства часть затратных обязанностей и в то же время заинтересовать лесопользователей в сохранении и приумножении лесных ресурсов.

Государству, помимо фискально-карательных функций, в лесном хозяйстве отводится и роль хозяйственника, т. е. владельца определенного имущества, в сохранении и поддержании которого оно должно быть заинтересовано, что придает лесным отношениям рыночный оттенок, регулировать который и призвано лесное законодательство.

Однако новаторство хорошо до тех пор, пока не входит в противоречие с вековыми устоями и традициями, сложившимися в определенной сфере общественных отношений, оправдавшими себя и проверенными временем. К общественным отношениям, имеющим такие устои и традиции, лесные отношения относятся в полной мере.

Таким образом, по моему мнению, новая Лесная политика, как и все лесное законодательство, должны учитывать как преемственный характер лесного хозяйства, так и необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования в данной сфере.

В первую очередь представляется, что в проекте Лесной политики нужно определить и привести в единую систему ряд терминов, имеющих значение для формирования и регулирования лесных отношений. Так, в действующем лесном законодательстве РФ не содержится развернутого понятия «леса», не имеют четкого разграничения понятия «сплошных и выборочных рубок лесных насаждений», отсутствует понятие «незаконной рубки». Введение указанных понятий исключительно важно в целях обеспечения единообразного применения норм лесного законодательства и устранения его пробелов.

В проекте не говорится о механизме контроля граждан и общественных организаций, его организационной основе. Считаю необходимым включение детальной регламентации прав граждан и общественных организаций на участие в соответствующих процессах. Согласно проекту, лесничий должен быть представителем государства и главным должностным лицом. В связи с этим на федеральном уровне должна быть четко прописана иерархия лесничих, где руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта является главным лесничим субъекта РФ.

Также стоит отметить следующие недочеты лесной политики, подлежащие дополнительному рассмотрению, обсуждению и устранению.

В проекте необходимо: предусмотреть меры содействия развитию как малого, так и крупного лесного бизнеса, включить положение о содействии развитию лесного машиностроения. Думаю, что проект Лесной политики подлежит дальнейшей проработке, обсуждению и совершенствованию для достижения всех целей, поставленных перед обществом и государством в сфере сохранения безопасной среды обитания, экосистемы, в которой лес играет первостепенную роль.

Новый импульс развития

— Как обстоят дела с реализацией в Тюменской области проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный»? Соответствует ли практическое воплощение проекта его теоретической базе?

— Проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» охватывает обширную территорию в административных границах Уральского федерального округа и предполагает создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса, обеспечивающего развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала промышленности Уральского федерального округа на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры.

Реализация Проекта является предпосылкой более глубокой интеграции уникальной сырьевой базы Северного Урала и Западной Сибири с индустриальным ядром Среднего и Южного Урала.

Проект отвечает стратегическим целям экономической и промышленной политики округа в области развития транспорта, энергетики и минерально-сырьевой базы и способен принести существенные социально-экономические выгоды как на региональном, так и на общенациональном уровне.

Тюменская область активно участвует в реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный».

Наиболее перспективными для области являются вопросы реализации проектов в агропромышленном комплексе, электроэнергетике, дорожном хозяйстве. Это позволит создать новые рабочие места, увеличить налоговые поступления.

А также, что немаловажно, «Урал промышленный – Урал полярный» — это востребованность нашей научной и образовательной базы, новый импульс развития региона.

Малочисленные — не значит «отсталые»

— Андрей Иванович, Вами организован контроль реализации долгосрочной целевой программы «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений в Тюменской области на 2011-2012 годы». Упоминаются ли в документе коренные народности Севера? Как Вы считаете, достаточно ли принимаемых властью региона мер для сохранения быта и культуры коренных народов Севера?

— Ход реализации в Тюменской области федеральной и областной целевых программ поддержки коренных малочисленных народов Севера находится на нашем постоянном контроле. Также действует Совет по вопросам коренных малочисленных народов Севера. На заседаниях Совета рассматриваются наиболее актуальные проблемы КМНС.

К коренным малочисленным народам на территории Тюменской области в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации отнесены 86 представителей народов ханты, манси и эвенки, проживающих в 13 отдаленных труднодоступных населенных пунктах Уватского района. Администрация района осуществляет функции по организации и обеспечению защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни КМНС в соответствии с Законом Тюменской области от 9 ноября 2011 г. № 71 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».

На исполнение полномочий финансирование осуществляется через долгосрочную областную целевую программу «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений в Тюменской области» на 2012-2014 гг. по пункту 4 «Средства на улучшение условий жизни коренных малочисленных народностей Севера, проживающих в Уватском районе».

В 2012 году запланировано выделить 7 369 тыс. руб., в том числе: на приобретение товаров первой необходимости – 939 тыс.руб., на организацию регулярных авиационных перевозок – 5 563 тыс. руб. По состоянию на 1 июля 2012 года освоено 56% от годового объема.

В конце августа прошлого года Правительством Тюменской области с Министерством Регионального развития РФ подписано Соглашение о предоставлении в 2012 году субсидии из федерального бюджета бюджету Тюменской области на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ (муниципальных образований) по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, в третьем квартале средства из федерального бюджета согласно графику поступили.

Наряду с этим, в целях обеспечения межнационального согласия, создания условий для национальной самореализации народов, формирования их общероссийской гражданской и духовной общности в долгосрочной целевой программе предусмотрено финансирование общественно значимых мероприятий, проводимых областными общественными организациями коренных малочисленных народов «Кедр» и «Центр культуры и творчества финно-угорских народов». На эти цели в 2012 году выделено 415 тыс. рублей, в первом полугодии уже освоено 79% годового объема.

Хотелось бы отметить, что председатель Тюменской областной общественной организации коренных малочисленных народов «Кедр» Климов В.Г. входит в состав Совета по вопросам коренных малочисленных народов Севера при полномочном представителе Президента РФ и является его активным участником.

Результаты контроля реализации мероприятий по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Тюменской области, показывают, что в области организовано конструктивное взаимодействие уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и представителей КМНС, в том числе и по решению проблемных вопросов малочисленных народов.

Так, например, по просьбам представителей КМНС в прошлом году совместными усилиями всех уполномоченных органов власти разных уровней была решена транспортная проблема, а именно — с 2012 года организованы ежемесячные авиаперевозки между районным центром село Уват и стойбищами Уватского района.

Кроме того, также по просьбам КМНС при МАОУ «Демьяновская СОШ» открыт интернат, в котором организовано обучение 16 детей, проживающих в труднодоступных районах. Были выделены средства, укомплектован штат сотрудников пришкольного интерната с учетом круглосуточного пребывания детей. Учащиеся размещены по 2-3 человека в комнате, для детей организовано пятиразовое питание.

Всего в стойбищах проживает 21 ребенок школьного возраста, из них 16 обучаются в МАОУ «Демьяновская СОШ», остальные обучаются в МАОУ «Уватская СОШ» и МАОУ «Красноярская СОШ».

Представителям КМНС в полном объеме и своевременно осуществляются все виды государственной поддержки. Ежегодно бригадой врачей проводится диспансеризация всего населения труднодоступных стойбищ Уватского района. Бригада специалистов доставляется из с.Уват вертолетом и далее к стойбищам на катере по реке Демьянка.

Вместе с тем существуют проблемы КМНС, которые требуют решения и находятся на моем контроле. Так, например, вне правового поля находятся 13 стойбищ и населенных пунктов КМНС. Согласно Жилищному Кодексу РФ, коренные жители на сегодняшний момент не могут прописаться по месту жительства.

 Сейчас рассматриваются два возможных варианта решения: это — или оформление документации на дома и земельные участки за КМНС и узаконивание жилищ в местах традиционного природопользования (стойбищах) или строительство жилья для КМНС в населенных пунктах Уватского района.

— Какова Ваша точка зрения на судьбу коренных народов Севера: они должны интегрироваться в современный мир или же им лучше развиваться по своему собственному пути?

— В октябре этого года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении плана мероприятий по реализации в 2012—2015 гг. концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В частности, распоряжение предусматривает осуществление конкретных мероприятий, направленных на защиту прав коренных малочисленных народов, их традиционного образа жизни, а также способствующих повышению уровня социальной защиты данных народов, сохранению, развитию и пропаганде их культурного наследия.

Реализация предусмотренных распоряжением мер государственной поддержки позволит повысить качество жизни коренных малочисленных народов, будет способствовать развитию традиционных видов их хозяйственной деятельности.

Ряд мероприятий направлен на обеспечение доступа коренных малочисленных народов к медицинским услугам (включая возможности мобильной медицины и телемедицины), а также к услугам мобильной связи и интернету.

Кроме того, предполагается создать необходимые условия для занятости представителей коренных малочисленных народов не только в традиционных видах хозяйственной деятельности, но также в экологическом и этнотуризме.

Особое внимание планируется уделить созданию условий для занятости инвалидов, а также повышению уровня социальной активности молодежи.

Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать региональные планы мероприятий по реализации концепции в 2012—2015гг. с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Хотелось бы отметить, что Тюменская область уже начала выполнение плана мероприятий в части развития этнотуризма.

Так, в Археологическом музее-заповеднике, что под Тюменью, открылась новая интерактивная зона, посвященная культуре и традиционному быту коренных малочисленных народов Севера Тюменской области. Экспозиция создавалась при непосредственном участии представителей коренных малочисленных народов Севера, экскурсовод также из их числа.

На территории Тюменской области в 13 отдаленных труднодоступных населенных пунктах проживает 86 представителей народов ханты, манси и эвенки.

Пространство интерактивной зоны организовано по образцу традиционного стойбища. Экспозиция структурирована в соответствии с основными сферами деятельности человека: традиционное жилище с убранством (ненецкий чум, хантыйская изба), хозяйственная деятельность, мировоззрение и религия (идолы, кострище, священный лабаз, священное дерево), охота и рыбная ловля, средства передвижения, национальная одежда (повседневная и праздничная), национальная обувь (ненецкие кисы, хантыйские кисы и ниры).

Посетители смогут изучить и прикоснуться ко всем экспонатам выставки, среди которых представлены метательные топоры, охотничий лук со стрелами, сети для ловли рыбы, хантыйская нарта для собачьей упряжки, ненецкая нарта для оленьей упряжки, национальная посуда из дерева и бересты, летняя кухня с печью для выпечки хлеба, рыбацкий стан с ловушками, мини-зоопарк и многое другое.

Оставить комментарий