Своевременная реконструкция трубопроводов – актуальный вопрос нефтедобывающей отрасли

Общая протяженность сети нефте-, газо- и водоводов топливно-энергетического комплек­са на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, согласно информации, представленной эксплуатирующими их предприятиями, составляет более 100 тысяч кило­метров. Основная их часть имеет высокую степень износа. Так, 34 тысячи километров тру­бопроводов используются сверх нормативного срока эксплуатации. Своими предложениями по повышению надежности труб с редакцией журнала поделились сотрудники Департамента по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: первый заместитель директора Анатолий Протасов и заместитель начальника отдела развития инфраструктуры ТЭК, переработки и транспортировки нефти и газа Управления развития ТЭК Марина Канева.

Наиболее аварийно-подвер­женной частью системы промыс­ловых трубопроводов являются нефтесборные сети и напорные водоводы системы поддержания пластового давления (ППД). На сегодняшний день в автономном округе эксплуатируется 56% тру­бопроводов этого вида сверх нор­мативного срока, в том числе:

  • 3 218 км нефтесборных трубопроводов (49,8%);
  • 8 137,9 км водоводов (62,7%);
  • 732,6 км межпромысло­вых нефтепроводов (6%);
  • 2 000 км трубопроводов транспорта газа (27,5%);
  • 136,3 км газлифтных га­зопроводов (17%).

Доля введенных с 2000 года трубопроводов сегодня состав­ляет около 30% от общего числа, при этом за год строится в сред­нем около 3 500 км новых про­мысловых трубопроводов и ре­конструируется порядка 1 300 км. В соответствии с постановлением Правительства Российской Феде­рации от 01.01.2002 №1 «О клас­сификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» амортизационный срок службы нефтесборных сетей и вы­соконапорных водоводов состав­ляет 10 лет, межпромысловых трубопроводов – 20 лет, газопро­водов – 25 лет.

Зачастую, вместо того, чтобы вкладывать достаточное количе­ство средств в реконструкцию и капитальный ремонт трубопро­водов, нефтяные компании прод- левают срок их эксплуатации, ссылаясь на приказ Министер­ства природных ресурсов и эко­логии Российской Федерации от 30.06.2009 №195 «Об утверждении порядка продления срока безопасной эксплуатации техни­ческих устройств, оборудования и сооружений на опасных произ­водственных объектах».

Указанный документ, на наш взгляд, не в полной мере отвечает стоящим перед автономным окру­гом задачам по снижению аварий­ности на трубопроводах и позво­ляет нефтяным компаниям уйти от необходимости реконструи­ровать те части сетей, что эксп- луатируются сверх нормативно­го срока, а также производить их капитальный ремонт в необходи­мых объемах. Результатом явля­ется ежегодный рост количества инцидентов. Так, в 2006 году было зарегистрировано 4 815 аварий; в 2007 году – 5 480; в 2008 году – 4 817; в 2009 году – 4 807. Толь­ко в 2010 и 2011 годах наметилось снижение количества данного по­казателя – 4 399 и 3 548 аварий соответственно.

Снижению уровня неблагопри­ятных ситуаций в 2010–2011 годах способствовали требования Пра­вительства автономного округа к нефтяным компаниям по разра­ботке и реализации Программ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопро­водов и площадных объектов в разрезе лицензионных участков в рамках исполнения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти (планов ЛРН), в соответствии с принятыми нор­мативными правовыми актами ХМАО-Югры.

Кроме того, для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также сниже­нию негативного воздействия на окружающую среду и жизнедея­тельность населения постановле­нием Правительства Ханты-Ман­сийского автономного округа – Югры утверждены Требования к разработке планов по предупре­ждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (по­становление Правительства ав­тономного округа от 14.01.2011 № 5-п). Данными Требованиями предусмотрена разработка и пре­доставление в уполномоченные органы исполнительной власти организациями, работающими на территории Югры, следующих ма­териалов:

  • планов ЛРН;
  • Программ природоохран­ных и природовосстановительных мероприятий;
  • Программ по строительст- ву, реконструкции, капитальному и текущему ремонту трубопроводов и площадных объектов производ­ственной инфраструктуры;
  • отчетности с результата­ми фактического выполнения за­планированных мероприятий.

Рассмотрение и согласова­ние таких Программ позволяет органам исполнительной влас- ти автономного округа получить своевременную информацию о планируемых работах органи­заций по строительству, рекон­струкции, капитальному ремонту трубопроводов и других объек­тов производственной инфра­структуры как в финансовых, так и в физических объемах. Это в некоторой мере предоставля­ет возможность представителям власти при необходимости вли­ять на увеличение темпов строи­тельства трубопроводов через процедуру согласования пла­нов ЛРН. В свою очередь, дан­ные отчетов позволяют полу­чить достоверную информацию о фактическом состоянии объ­ектов производственной инфра­структуры, что дает возможность представителям власти критиче­ски оценивать объемы уже вы­полненных или только плани­руемых недропользователями работ.

Ожидаемые результаты мероприятий по предупреждению разливов нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды

• Исполнение нефтяными компаниями Программ работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры, что позволит повысить надежность состояния трубопроводов.

• Сокращение количества аварий на трубопроводах и, как следствие, снижение негативного (техногенного) воздействия на территорию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

• Сокращение площади загрязненных (замазученых) земель.

• Увеличение объемов добычи нефти и попутного нефтяного газа за счет снижения потерь, в том числе при остановках фонда скважин в период ликвидации аварий и аварийных ситуаций.

• Обеспечение населения автономного округа дополнительными рабочими местами за счет увеличения объемов строительства новых объектов подрядными организациями.

Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет мультипликативного эффекта от растущего объема строительных работ.

Кроме того, на основании пла­нов ЛРН, отчетов по выполнению намеченных мероприятий и Про­грамм уполномоченным органом исполнительной власти автоном­ного округа – Департаментом по недропользованию – проводит­ся ряд необходимых аналитиче­ских работ:

  • анализ состояния объ­ектов производственной инфра­структуры;
  • выявление участков с повышенной вероятностью воз­никновения порывов трубопро­водов;
  • определение необходи­мости реконструировать неохва­ченные Программами отдельные аварийно-опасные участки тру­бопроводов.

С целью осуществления кон­троля корректировки планов ЛРН при изменении исходных данных ведется работа с автономным уч­реждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «На­учно-аналитический центр рацио­нального недропользования им. В.И. Шпильмана». Совместная дея­тельность включает в себя форми­рование базы данных состояния объектов производственной ин­фраструктуры, на основании ко­торой проводится их ежегодный анализ состояния в разрезе неф­тяных компаний. Первые поло­жительные результаты эффек­

тивности Программ, реализуемых недропользователями, уже наме­тились: аварийность в 2009 году сократилась на 12% по сравне­нию с 2007 годом, на который при­шелся пик роста повреждений на трубопроводах.

В настоящее время в заключае­мые социально-экономические со­глашения между нефтяными ком­паниями и Правительством Югры вводятся обязательства перед не­дропользователями по разработ­ке таких же, но уже долгосрочных Программ работ по строительству, реконструкции и капитальному ре­монту трубопроводов и площадных объектов производственной ин­фраструктуры сроком на 3-5 лет. Данными Программами заплани­рованы целевые показатели по ежегодному снижению аварийно­сти за счет увеличения объема ин­вестиций в строительство, рекон­струкцию и капитальный ремонт трубопроводов.

Разработанная и внедренная в автономном округе система предупреждения разливов неф­ти и нефтепродуктов работает без особых сбоев, но и она несовер­шенна и сопровождается рядом проблем.

Во-первых, планируемые фи­зические объемы работ по замене изношенных (аварийных) трубо­проводов, включенных органи­зациями в Программы работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, как пра­вило, ничтожно малы и не соот­ветствуют требуемым объемам, которые могли бы объективно повлиять на улучшение ситуа­ции с аварийностью в автоном­ном округе.

Во-вторых, не все нефтяные компании реализуют запланиро­ванные мероприятия. Одной из причин тому является отсутствие каких-либо рычагов воздействия на предприятия со стороны органов государственной власти субъекта РФ, что, в свою очередь, вызвано недостатком необходимой норма­тивно-правовой базы федераль­ного значения, которая бы пред­усматривала административную ответственность нефтяных компа­ний за неисполнение превентив­ных мер по снижению аварийно­сти на трубопроводах.

В-третьих, не осуществляет­ся, на наш взгляд, должный кон­троль над состоянием трубопрово­дов со стороны органов власти. В 2008 году службой Ростехнадзора совместно с представителями ис­полнительной власти автономного округа была начата очень важная работа по определению физиче­ского состояния трубопроводов на территории ХМАО-Югры (в соот­ветствии с распоряжением феде­ральной службы по техническому, экологическому и атомному над­зору от 25.01.2008 № 9-рп). Были созданы рабочие группы, которые должны, согласно утвержденному графику и методическим рекомен­дациям, осуществить проверки со­стояния трубопроводов.

Целью проведения проверок было:

  • определение фактиче­ского срока эксплуатации трубо­проводов различного назначения по каждой нефтяной компании с выделением трубопроводов, экс­плуатирующихся по периодам: до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет, более 20 лет,
  • выявление трубопрово­дов, выработавших свой ресурс;
  • определение фактиче­ского технического состояния вну­трипромысловых трубопроводов;
  • соответствие внутрипро­мысловых трубопроводов требо­ваниям промышленной безопас­ности;
  • выполнение организа­циями требований по предупре­ждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и подто­варной воды;
  • оценка достаточности сил и средств предприятия для ликвидации аварий и их послед­ствий;
  • подготовка предложе­ний по разработке нормативных правовых актов по эксплуатации внутрипромысловых трубопрово­дов.

К сожалению, данная работа так и не была закончена со сто­роны органов Ростехнадзора. С нашей же точки зрения, деятель­ность, связанная с оценкой тру­бопроводов, должна быть дове­дена до логического завершения. При этом для изменения ситуации с аварийностью в лучшую сторо­ну необходимы соответствующие адекватные меры, реализуемые федеральными органами госу­дарственной власти, в том числе внесение значимых изменений в систему контроля за предупре­ждением разливов нефти, нефте­продуктов и подтоварной воды.

Необходимые изменения в систему контроля за предупреждением разливов нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды:

  • разработка и принятие необходимых методик в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти, нефтепро­дуктов и подтоварной воды;
  • делегирование полномочий в части выполнения функций по ведению мони­торинга за состоянием трубопроводов и других объектов производственной инфраструктуры и полномочий применения мер административного воздей­ствия за неисполнение организациями требований по предупреждению разливов к субъектам Российской Федерации;
  • разработка и принятие программ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации в области осуществления деятельности по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды;
  • принятие административных мер воздействия к организациям, не обеспечи­вающим свои обязательства по капитальному ремонту и реконструкции тру­бопроводов с истекшим гарантийным сроком эксплуатации и рекультивации нефтезагрязненных земель и другие мероприятия, направленные на недопу­щение аварий;
  • проведение анализа правоприменения РД 03-484-02 на территории Российской Федерации, внесение соответствующих изменений и дополнений в РД, гаранти­рующих своевременную реконструкцию аварийно-опасных трубопроводов.

Оставить комментарий