Своевременная реконструкция трубопроводов – актуальный вопрос нефтедобывающей отрасли
Общая протяженность сети нефте-, газо- и водоводов топливно-энергетического комплекса на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, согласно информации, представленной эксплуатирующими их предприятиями, составляет более 100 тысяч километров. Основная их часть имеет высокую степень износа. Так, 34 тысячи километров трубопроводов используются сверх нормативного срока эксплуатации. Своими предложениями по повышению надежности труб с редакцией журнала поделились сотрудники Департамента по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: первый заместитель директора Анатолий Протасов и заместитель начальника отдела развития инфраструктуры ТЭК, переработки и транспортировки нефти и газа Управления развития ТЭК Марина Канева.
Наиболее аварийно-подверженной частью системы промысловых трубопроводов являются нефтесборные сети и напорные водоводы системы поддержания пластового давления (ППД). На сегодняшний день в автономном округе эксплуатируется 56% трубопроводов этого вида сверх нормативного срока, в том числе:
- 3 218 км нефтесборных трубопроводов (49,8%);
- 8 137,9 км водоводов (62,7%);
- 732,6 км межпромысловых нефтепроводов (6%);
- 2 000 км трубопроводов транспорта газа (27,5%);
- 136,3 км газлифтных газопроводов (17%).
Доля введенных с 2000 года трубопроводов сегодня составляет около 30% от общего числа, при этом за год строится в среднем около 3 500 км новых промысловых трубопроводов и реконструируется порядка 1 300 км. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» амортизационный срок службы нефтесборных сетей и высоконапорных водоводов составляет 10 лет, межпромысловых трубопроводов – 20 лет, газопроводов – 25 лет.
Зачастую, вместо того, чтобы вкладывать достаточное количество средств в реконструкцию и капитальный ремонт трубопроводов, нефтяные компании прод- левают срок их эксплуатации, ссылаясь на приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2009 №195 «Об утверждении порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах».
Указанный документ, на наш взгляд, не в полной мере отвечает стоящим перед автономным округом задачам по снижению аварийности на трубопроводах и позволяет нефтяным компаниям уйти от необходимости реконструировать те части сетей, что эксп- луатируются сверх нормативного срока, а также производить их капитальный ремонт в необходимых объемах. Результатом является ежегодный рост количества инцидентов. Так, в 2006 году было зарегистрировано 4 815 аварий; в 2007 году – 5 480; в 2008 году – 4 817; в 2009 году – 4 807. Только в 2010 и 2011 годах наметилось снижение количества данного показателя – 4 399 и 3 548 аварий соответственно.
Снижению уровня неблагоприятных ситуаций в 2010–2011 годах способствовали требования Правительства автономного округа к нефтяным компаниям по разработке и реализации Программ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов в разрезе лицензионных участков в рамках исполнения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти (планов ЛРН), в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами ХМАО-Югры.
Кроме того, для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также снижению негативного воздействия на окружающую среду и жизнедеятельность населения постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утверждены Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (постановление Правительства автономного округа от 14.01.2011 № 5-п). Данными Требованиями предусмотрена разработка и предоставление в уполномоченные органы исполнительной власти организациями, работающими на территории Югры, следующих материалов:
- планов ЛРН;
- Программ природоохранных и природовосстановительных мероприятий;
- Программ по строительст- ву, реконструкции, капитальному и текущему ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры;
- отчетности с результатами фактического выполнения запланированных мероприятий.
Рассмотрение и согласование таких Программ позволяет органам исполнительной влас- ти автономного округа получить своевременную информацию о планируемых работах организаций по строительству, реконструкции, капитальному ремонту трубопроводов и других объектов производственной инфраструктуры как в финансовых, так и в физических объемах. Это в некоторой мере предоставляет возможность представителям власти при необходимости влиять на увеличение темпов строительства трубопроводов через процедуру согласования планов ЛРН. В свою очередь, данные отчетов позволяют получить достоверную информацию о фактическом состоянии объектов производственной инфраструктуры, что дает возможность представителям власти критически оценивать объемы уже выполненных или только планируемых недропользователями работ.
Ожидаемые результаты мероприятий по предупреждению разливов нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды • Исполнение нефтяными компаниями Программ работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры, что позволит повысить надежность состояния трубопроводов. • Сокращение количества аварий на трубопроводах и, как следствие, снижение негативного (техногенного) воздействия на территорию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. • Сокращение площади загрязненных (замазученых) земель. • Увеличение объемов добычи нефти и попутного нефтяного газа за счет снижения потерь, в том числе при остановках фонда скважин в период ликвидации аварий и аварийных ситуаций. • Обеспечение населения автономного округа дополнительными рабочими местами за счет увеличения объемов строительства новых объектов подрядными организациями. Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет мультипликативного эффекта от растущего объема строительных работ. |
Кроме того, на основании планов ЛРН, отчетов по выполнению намеченных мероприятий и Программ уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа – Департаментом по недропользованию – проводится ряд необходимых аналитических работ:
- анализ состояния объектов производственной инфраструктуры;
- выявление участков с повышенной вероятностью возникновения порывов трубопроводов;
- определение необходимости реконструировать неохваченные Программами отдельные аварийно-опасные участки трубопроводов.
С целью осуществления контроля корректировки планов ЛРН при изменении исходных данных ведется работа с автономным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана». Совместная деятельность включает в себя формирование базы данных состояния объектов производственной инфраструктуры, на основании которой проводится их ежегодный анализ состояния в разрезе нефтяных компаний. Первые положительные результаты эффек
тивности Программ, реализуемых недропользователями, уже наметились: аварийность в 2009 году сократилась на 12% по сравнению с 2007 годом, на который пришелся пик роста повреждений на трубопроводах.
В настоящее время в заключаемые социально-экономические соглашения между нефтяными компаниями и Правительством Югры вводятся обязательства перед недропользователями по разработке таких же, но уже долгосрочных Программ работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры сроком на 3-5 лет. Данными Программами запланированы целевые показатели по ежегодному снижению аварийности за счет увеличения объема инвестиций в строительство, реконструкцию и капитальный ремонт трубопроводов.
Разработанная и внедренная в автономном округе система предупреждения разливов нефти и нефтепродуктов работает без особых сбоев, но и она несовершенна и сопровождается рядом проблем.
Во-первых, планируемые физические объемы работ по замене изношенных (аварийных) трубопроводов, включенных организациями в Программы работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, как правило, ничтожно малы и не соответствуют требуемым объемам, которые могли бы объективно повлиять на улучшение ситуации с аварийностью в автономном округе.
Во-вторых, не все нефтяные компании реализуют запланированные мероприятия. Одной из причин тому является отсутствие каких-либо рычагов воздействия на предприятия со стороны органов государственной власти субъекта РФ, что, в свою очередь, вызвано недостатком необходимой нормативно-правовой базы федерального значения, которая бы предусматривала административную ответственность нефтяных компаний за неисполнение превентивных мер по снижению аварийности на трубопроводах.
В-третьих, не осуществляется, на наш взгляд, должный контроль над состоянием трубопроводов со стороны органов власти. В 2008 году службой Ростехнадзора совместно с представителями исполнительной власти автономного округа была начата очень важная работа по определению физического состояния трубопроводов на территории ХМАО-Югры (в соответствии с распоряжением федеральной службы по техническому, экологическому и атомному надзору от 25.01.2008 № 9-рп). Были созданы рабочие группы, которые должны, согласно утвержденному графику и методическим рекомендациям, осуществить проверки состояния трубопроводов.
Целью проведения проверок было:
- определение фактического срока эксплуатации трубопроводов различного назначения по каждой нефтяной компании с выделением трубопроводов, эксплуатирующихся по периодам: до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет, более 20 лет,
- выявление трубопроводов, выработавших свой ресурс;
- определение фактического технического состояния внутрипромысловых трубопроводов;
- соответствие внутрипромысловых трубопроводов требованиям промышленной безопасности;
- выполнение организациями требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды;
- оценка достаточности сил и средств предприятия для ликвидации аварий и их последствий;
- подготовка предложений по разработке нормативных правовых актов по эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов.
К сожалению, данная работа так и не была закончена со стороны органов Ростехнадзора. С нашей же точки зрения, деятельность, связанная с оценкой трубопроводов, должна быть доведена до логического завершения. При этом для изменения ситуации с аварийностью в лучшую сторону необходимы соответствующие адекватные меры, реализуемые федеральными органами государственной власти, в том числе внесение значимых изменений в систему контроля за предупреждением разливов нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды.
Необходимые изменения в систему контроля за предупреждением разливов нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды:
- разработка и принятие необходимых методик в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды;
- делегирование полномочий в части выполнения функций по ведению мониторинга за состоянием трубопроводов и других объектов производственной инфраструктуры и полномочий применения мер административного воздействия за неисполнение организациями требований по предупреждению разливов к субъектам Российской Федерации;
- разработка и принятие программ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления деятельности по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды;
- принятие административных мер воздействия к организациям, не обеспечивающим свои обязательства по капитальному ремонту и реконструкции трубопроводов с истекшим гарантийным сроком эксплуатации и рекультивации нефтезагрязненных земель и другие мероприятия, направленные на недопущение аварий;
- проведение анализа правоприменения РД 03-484-02 на территории Российской Федерации, внесение соответствующих изменений и дополнений в РД, гарантирующих своевременную реконструкцию аварийно-опасных трубопроводов.