Нефтяные артерии

Темп и объем нефтедобычи на Салымской группе месторождений стремительно возрастают. Одним из основных условий сохранения стабильных объемов добываемой нефти и обеспечения экологической безопасности является профессиональное устройство трубопроводов.

Ответственность и опыт – залог успеха

Когда в декабре 2004 года началась добыча нефти из первых скважин Западно-Салымского месторождения, еще не было закончено строительство нефтепровода для перекачки этой нефти в магистральную сеть нефтепроводов – приходилось транспортировать ее нефтевозами. Спустя 8 месяцев, в августе 2005-го, специалисты компании «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» (СПД) и подрядных организаций завершили строительство трубопровода внешнего транспорта нефти длиной 88 километров от Западно-Салымского месторождения до линейно-производственной диспетчерской станции «Южный Балык». С этого момента вся добытая СПД нефть транспортируется по сети трубопроводов и сдается оператору российской сети нефтепроводов – компании «Транснефть» на пункте сдачи нефти (ПСН), расположенном около поселка Сентябрьский.

Сейчас на месторождении продолжается строительство внутрипромысловых трубопроводов. Одним из подрядчиков по этому виду работ является Югансктрубопроводстрой. Для этой компании, занимающейся строительством всех видов трубопроводов и обвязкой скважин, участие в Салымском проекте – это не только стабильный и долгосрочный заказ, но и возможность ближе познакомиться с уникальными методиками работы специалистов СПД, участвовавших в реализации крупных нефтяных проектов концерна «Шелл» и других ведущих международных нефтедобывающих компаний.

Говорит начальник участка №2 компании Югансктрубопроводстрой Ильшат Гилязов:

– В 2009 году нами было проложено в общей сложности 30 километров трубопровода разных диаметров. В 2010 году – почти 20 километров. Конкретные объемы зависят от заказчика. У нас работают специалисты высшей квалификации, каждый владеет несколькими профессиями. Например, сварщики аттестуются в НАКСе – Национальной аттестационной комиссии по сварке, сдают экзамены. Госкомиссия выдает удостоверения отдельно на каждый вид материалов, на толщину стенки, на диаметр. Все наши специалисты могут сварить любую трубу, вплоть до магистральных трубопроводов.

Летом на участке работает около 50 человек, а когда открывается зимник, количество работников увеличивается до 100 – все основные виды работ выполняются зимой. Трассу будущего трубопровода стараются проложить вдоль дорог – так легче строить и впоследствии будет проще ремонтировать.

Начинается прокладка трубопровода с подготовки зимника. Тяжелая техника ездит по болоту, проминая торф и выдавливая из него воду. Как только зимник замерзнет, бульдозер выравнивает будущую временную трассу. Вдоль трассы укладывают трубу, потом приходят сварщики и сваривают стыки. Сразу за ними идут дефектоскописты, которые тщательно проверяют качество работы – просвечивают каждый стык рентгеном на выявление дефектов. При этом весь процесс дополнительно контролируется и заказчиком.

Затем выдается разрешение на изоляцию. Одновременно ведутся земляные работы, прокладка траншеи. Качество выполнения изоляции тщательно проверяется, после начинается завершающий этап монтажа – готовую трубу закапывают, используя на обводненных участках специальные утяжелители. Нефтесборы здесь укладывают на глубину до 1,5 метров – это обусловлено тем, что проектная температура нефти – около 70 градусов. На Салымской группе месторождений, как правило, водоводы и нефтесборы прокладывают в одной траншее: использование естественного тепла нефти дает возможность прокладывать трубопровод на меньшей глубине. Последний этап работы – тестирование готового участка. Летом проходят гидравлические испытания, а в зимний период они проводятся с помощью воздуха.

Безопасность как система

Несмотря на самую современную технику, работа по прокладке нефтепроводов остается достаточно тяжелой. Рабочий день продолжается 12 часов, летом рабочих донимают комары, а зимой – мороз.

– Безусловно, существуют правила техники безопасности, – рассказывает Ильшат Гилязов. – При температуре ниже -38oC мастера уже не выходят на работу, не работает даже техника. Конечно, сегодня используется новейшая техника и работать легче, но Север остается Севером… Чтобы защитить сотрудников от нападения медведей и других животных вокруг городка сооружен забор из рабицы и колючей проволоки.

В настоящее время немало делается для того, чтобы работы наносили возможно меньший ущерб природе, а бытовые условия были лучше. Работники, занятые на строительстве, проживают во временном вахтовом городке, который размещается в пределах полосы отвода. Площадки под временное складирование труб и других материалов выбираются вне охранных зон водоемов. После завершения работ в обязательном порядке ликвидируются временные грунтовые переезды, укрепляются берега, расчищаются и восстанавливаются русла рек и ручьев в местах сооружения переходов. В вахтовом городке организован медпункт, оснащенный всем необходимым для оказания срочной помощи.

– Надо сказать, что у компании СПД очень жесткие требования в отношении безопасных условий труда для работников подрядчика и соблюдения экологического законодательства, – говорит Ильшат Гилязов. – Кроме того, хотелось бы отметить стремление специалистов СПД вникать в проблемы простых рабочих и оказывать им реальную помощь, формируя в коллективе столь необходимый в суровых северных условиях «командный дух». Все организационные вопросы решаются в рабочем порядке, быстро и эффективно.

По мере ввода в эксплуатацию новых скважин объемы нефтедобычи будут увеличиваться. Это означает, что у строителей и подрядчиков впереди много работы. Сотрудники Югансктрубопроводстроя готовы столь же быстро и качественно продолжать прокладку нефтегазосборных сетей и водоводов, а также обустройство кустовых площадок.

 

Оставить комментарий