Километры безопасных дорог

C 22 по 27 октября 2012 года в Нефтеюганске и поселке Салым прошли курсы защитного вождения, организованные компанией «Салым Петролеум Девелопмент» совместно с местными администрациями и при поддержке ГИБДД. Подобные мероприятия – одно из направлений масштабной программы повышения безопасности дорожного движения, реализуемой нефтяной компанией на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
От теории к практике
Курсы защитного вождения и конкурсы на лучшего водителя – визитная карточка программы повышения безопасности дорожного движения компании «Салым Петролеум Девелопмент» (СПД), совместного предприятия концерна «Шелл» и ОАО «Газпромнефть». Такие курсы СПД проводит среди профессиональных водителей округа с мая 2008 года, распространяя передовой российский и мировой опыт безопасного вождения в Югре и пропагандируя высокие корпоративные стандарты в области безопасности. В этом году курсы защитного вождения и конкурсы на звание лучшего водителя прошли в Нефтеюганске и Салыме в период с 22 по 27 октября. Так, в Нефтеюганске в очередной раз состоялся конкурс по защитному вождению среди водителей-профессионалов, а в Салыме впервые был организован подобный конкурс среди представительниц прекрасной половины поселка – автоледи. Мероприятие было приурочено ко Дню автомобилиста, который праздновался 28 октября.
Курсы защитного вождения – это не только социальный проект компании СПД, направленный на распространение культуры безопасности в местных сообществах. Сертификат о прохождении подобного обучения должен иметь каждый водитель, управляющий транспортным средством на территории Салымского нефтепромысла. Во время обучения основной упор делается на умение контролировать поведение автомобиля в условиях реального дорожного движения и учитывать сопутствующие факторы – состояние погоды, дорожное покрытие, движение пешеходов. За время существования программы подобные курсы успешно прошли более 600 водителей СПД и почти 2500 водителей подрядных организаций, выполняющих работы на месторождениях.
Безопасность дорожного движения – один из приоритетов работы компании в области охраны труда, здоровья, общей безопасности и охраны окружающей среды. Это связано с тем, что СПД ведет свою деятельность на территории с суровыми климатическими условиями Севера.
Транспортники предприятия непосредственно на себе ощущают все неблагоприятные стороны вождения на месторождении, которое в целом по своим дорожным условиям не является исключением в Западной Сибири: короткий световой день, мокрый снег, обледенение, узкие проезжие части, некачественное дорожное покрытие, движение большегрузного транспорта, активный дорожный поток автомобилей, выезд на федеральную трассу, на протяжении которой расположены многочисленные населенные пункты. Эти и многие другие факторы требуют отточенных навыков вождения. Климатические особенности Крайнего Севера усложняются и спецификой отрасли, ведь работа в нефтегазовой промышленности по праву считается одной из самых трудоемких и одновременно опасной. Множество факторов могут оказать негативное воздействие на здоровье людей, преданных своему делу. Такое мнение оправданно для всех – буровиков, строителей, сварщиков, геологов и в том числе водителей.
Расхожее мнение, что «крутить баранку может каждый» основательно опровергается с пониманием простой, но очень важной мысли – в руках водителя безопасность человеческих жизней. От его квалификации, грамотной оценки возникающих негативных дорожных факторов зависит главное – вернемся ли мы к близким живыми и здоровыми.
Повышение уровня профессионализма водительского мастерства сотрудников СПД и ее подрядных организаций – только одно из направлений работы по формированию безопасного поведения на дорогах. СПД очень строго подходит к оборудованию автомобилей, находящихся на территории месторождений. Так, например, посадочными местами считается такое количество кресел, которое оснащено исправными ремнями безопасности, при этом в обязанности водителя входит предварительный визуальный осмотр пассажиров – все без исключения должны быть пристегнуты! Стоит ли говорить отдельно, что в случае аварии пристегнутый ремень безопасности может значительно повысить вероятность того, что пассажир или водитель могут отделаться только легким испугом!
Система мониторинга способствует безопасности
Немаловажным фактором, влияющим на предотвращение ДТП, является соблюдение скоростного режима. В СПД скорость движения автомобилей определяется политикой компании по безопасности и характером самого участка движения. Так, например, жилые зоны на объекте (вахтовые поселки) требуют неукоснительного движения со скоростью не более 20 км/ч, на других территориях Салымских месторождений – не более 40 км/ч; на трассах федерального значения, для выезда на которые требуется план поездки, где указаны маршрут и время отдыха для водителя, – до 80 км/ч (за исключением многочисленных населенных пунктов, где скорость ограничена правилами дорожного движения до 60 км/ч). Все транспортные средства, эксплуатируемые на территории месторождения, должны быть оборудованы бортовой системой мониторинга транспорта – IVMS. Блоки системы мониторинга запрограммированы и установлены на каждый автомобиль с учетом особенностей типа и марки. Все это позволяет определять соблюдение скоростного режима водителем. Индивидуальный чип-ключ, который передает личные данные о водителе через блок системы мониторинга, программируется на основании предоставленного водительского удостоверения, личного пропуска и сертификата защитного вождения. Система мониторинга не позволяет водителю завести автомобиль без идентификации персонального чип-ключа.
Все нарушения в управлении – непристегнутый ремень безопасности, выключенный свет фар, превышение скорости, несоблюдение режима труда и отдыха – фиксируются в электронной базе нарушений, а также сообщаются водителю посредством звукового сигнала. За рулем исключено использование водителем мобильного телефона или рации, которые по статистике в два раза снижают уровень визуального считывания дорожной ситуации, что недопустимо в условиях внутрипромыслового движения. Лучшие водители компании поощряются каждые 2 месяца. Стоит отметить, что специальные группы контроля безопасности движения, созданные в СПД, отслеживают соблюдение предписаний. В компании существует практика акцентирования внимания, например, чтобы водитель не забыл включить ближний свет: как на въезде, так и между объектами на дороге регулярно встречаются информационные знаки.
Каждое утро водителя на Салымских месторождениях начинается с обязательного предрейсового медицинского осмотра. Водители, управляющие автомобильным транспортом в состоянии алкогольного опьянения, удаляются с территории проекта – в компании действует безалкогольная политика, обязательная для соблюдения всеми работниками.
Также все автомобили и спецтехника, задействованные в работе Салымского проекта, проходят обязательный осмотр на соответствие строгим требованиям по безопасности дорожного движения: проверяются общее состояние, узлы агрегатов, тормозная система, наличие и состояние ремней безопасности, электрооборудования и осветительных приборов, аптечки, огнетушителя, светоотражающего жилета, знаков аварийной остановки. Особое внимание уделяется проверке исправности звукового сигнала заднего хода, слышимого на расстоянии не менее 8 метров, при этом до совершения маневра по движению задним ходом водитель должен убедиться в его безопасности и включить сигнал аварийной остановки.
Методы должны быть комплексными
СПД с начала реализации Салымского проекта вносит значительный вклад в укрепление безопасности дорожного движения и продвижение политики комплексной безопасности в регионе. Так, благодаря поддержке компании в школах Салыма были созданы и полностью оборудованы площадки и кабинеты безопасности дорожного движения, сформированы отряды юных инспекторов дорожного движения.
При поддержке компании в школах Нефтеюганского района были распространены обучающие материалы по безопасности дорожного движения: рекомендации для родителей, методические пособия для учителей, рабочие тетради и диски с флэш-игрой. В детском саду «Улыбка», построенном при финансировании СПД, существует неповторимая игровая площадка, которую редко можно увидеть в других учреждениях – игровая зона с движением детского транспорта, со светофорами, пешеходными дорожками – всеми теми необходимыми атрибутами дорожного движения, которые окружают нас в реальной ситуации. Малыши с самого детства в игровой форме усваивают правильное поведение на проезжей части как в качестве водителя, так и пешехода.
Для проведения окружных соревнований «Безопасное колесо» на средства компании был приобретен мобильный автогородок, станции и учебные площадки по правилам дорожного движения, мультимедийные учебно-методические программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Азбука дорожной науки», оборудование для проведения окружного конкурса юных велосипедистов. Сейчас в школах и дошкольных учебных заведениях на регулярной основе ведется работа по пропаганде безопасности дорожного движения.
Безопасность на дороге также напрямую зависит от наличия и состояния инфраструктуры, призванной обеспечивать безопасность движения (дорожные знаки, пешеходные переходы и т.п.).
В результате совместной работы с органами власти, ГИБДД и при учете мнения местных жителей была разработана и реализована программа для улучшения безопасности местной дорожной инфраструктуры. В поселке Салым были установлены дополнительные дорожные знаки и начата поэтапная реализация проекта ремонта остановочных комплексов. Для безопасной перевозки детей в школы и дошкольные учреждения были закуплены современные автобусы. В 2012 году на территории поселения также были установлены элементы принудительного снижения скорости (так называемые «лежачие полицейские») и соответствующие предупреждающие знаки.
Компания СПД активно пропагандирует традиции безопасного вождения в округе, в том числе в таких крупных городах, как Ханты-Мансийск и Нефтеюганск, а также в поселке Салым, тем самым осуществляя прямые социальные инвестиции в создание безопасной транспортной коммуникации как на собственном предприятии, так и в регионах деятельности, среди населения. При этом делается все возможное, чтобы как водители-профессионалы, так любители вырабатывали навыки предупреждения опасных дорожных ситуаций.
Наша справка
Курсы защитного вождения – это три этапа: теория, вождение в городских условиях и фигурное вождение на полигоне. На первом этапе участников знакомят с современными системами активной безопасности (ABS, ESP), показывают ролики о технике безопасного вождения, а в заключение проводят тестирование на закрепление теоретического материала. Второй этап открывается вводным инструктажем, объясняющим критерии оценки готовности транспортного средства к эксплуатации, а продолжается вождением в условиях реальной дорожной ситуации и комментированием водителем факторов, влияющих на безопасность дорожного движения. Заключительный этап требует от водителей навыков маневрирования в ограниченных условиях и выполнение элементов фигурного вождения на полигоне. Результаты участия в каждом из этапов суммируются.