Как вывести пятно? Нефтяное.
Празднование Всемирного дня окружающей среды – Дня эколога ОАО «Сургутнефтегаз» ознаменовало проведением ежегодных экологических учений. Крупнейшая российская нефтяная компания уделяет большое внимание работе по снижению рисков аварий на трубопроводах. Подразделения природоохранной службы оснащены самой современной высокоэффективной техникой и оборудованием для локализации и ликвидации последствий аварий. Ее возможности были продемонстрированы представителям прессы на специальном учебном полигоне в районе Солкинского месторождения в протоке Большая Сонторова. В учебной ликвидации приняли участие сотрудники участка по обслуживанию трубопроводов НГДУ «Быстринскнефть». Отрабатывались приемы по ликвидации аварийных разливов нефти. По легенде, перед участниками учений была поставлена задача: ликвидировать пятно нефти массой в 10-15 тонн, чтобы избежать его попадания в реку Обь.
Тяжело в учении…
Отработка взаимодействия персонала обычно проводится во время паводка, когда условия для ликвидации нефтяного пятна наиболее сложные: сказываются высокий уровень воды, увеличенная скорость движения водного потока и сильные ветровые нагрузки.
По стандартам «Сургутнефтегаза», технические средства, необходимые для локализации, сбора и откачки нефти, могут быть доставлены в труднодоступные районы в течение часа.
По словам начальника управления экологической безопасности и природопользования ОАО «Сургутнефтегаз» Любови Малышкиной, временной фактор при локализации и ликвидации аварийных разливов имеет решающее значение. «Водотоки, впадающие в Обь, находятся на особом экологическом контроле, – подчеркнула Любовь Альфредовна. – Но хотя отведенный промежуток времени для устранения аварии невелик, в работе бригады не должны присутствовать суматоха и нервозность. Если нефтяное пятно попадет в Обь и произойдет загрязнение воды и береговой зоны, то наши затраты на ликвидацию аварии возрастут в несколько раз».
«В подразделении из 25 человек есть слесари, механизаторы, водители, дипломированные капитаны катеров и трактористы-механики платформ. В состав входит и добровольно-санитарная дружина из числа сотрудниц Центра научно-исследовательских и производственных работ. Действия персонала отрабатываются в ходе ежегодных учений, таких, как прошли сегодня в присутствии СМИ», – прокомментировал работу своих коллег главный инженер НГДУ «Быстринскнефть» ОАО «Сургутнефтегаз» Ростислав Куза. |
Катер-нефтесборщик провел разведку по реке, выяснив, насколько далеко распространилась нефтяная пленка. Развернувшись, судно направилось навстречу пятну. Заняв позицию, специалисты стали спускать боны (плавучие заграждения) на воду. Одновременно сотрудники, работающие на вакуумных самосвалах вблизи береговой линии, установили на поверхности протоки емкость, всасывающую нефть по принципу пылесоса – даже за несколько десятков метров от берега. В том случае, если загрязнение небольшое, используются плавающие скиммеры-нефтесборщики.
В учениях была задействована многофункциональная плавающая платформа «Труксор ДМ 4700В». С помощью гусеничных траков она свободно передвигается по болотам, сыпучим грунтам, обрывистым берегам и по снегу. В связи со щадящим давлением на почву, на ней можно работать на чувствительных участках, не нанося вред природе.
Стоит отметить, что компания «Сургутнефтегаз» одной из первых среди нефтяных компаний приобрела восемь многофункциональных плавающих платформ «Труксор ДМ 4700В» и тринадцать платформ «Труксор 5000» – улучшенного варианта. На вооружении имеются также переносные самоподнимающиеся емкости «Вайкотенк» для временного хранения нефти, разбрызгиватели разной мощности для внесения биореагентов и бакпрепаратов. Для откачки и транспортировки собранной нефти используются семнадцать вакуумных самосвалов на базе автомобиля «Кенворт», а также – вакуумные цистерны «КАС-11» на базе автомобиля «Татра». Для ведения работ по обвалованию и рыхлению применяются вездеходы «Хаска» с экскаватором и другим навесным оборудованием. Вся собранная загрязненная нефтью почва и жидкость поступает на центры по отмывке нефтезагрязненного грунта.
Можно сказать, что в «Сургутнефтегазе» сейчас есть все для того, чтобы незамедлительно ликвидировать последствия аварии – необходимое оборудование, аттестация для проведения таких работ, специально обученные специалисты.
«По законодательству компания должна немедленно известить о разливе нефти, для этого есть специальная форма, установленная Министерством природных ресурсов и экологии РФ, – наблюдая вместе с журналистами за ходом ликвидации загрязнения, поясняет Любовь Малышкина. – Мы обязаны сообщить все обстоятельства происшествия, после чего приезжают инспекторы и фиксируют место загрязнения. И в ходе работ, и в момент их окончания отбираются пробы: по створу реки, выше и ниже по течению. Как показывает практика, после ликвидации аварии и применения сорбентов, вода в реке соответствует всем нормативам. Система оценки экологического вреда отработана давно, когда еще не было Министерства, и на загрязненные водные объекты выезжали специалисты гидрохимлаборатории. Сейчас имеется специальная объективная методика расчета ущерба, учет реальных затрат предприятия. По отдельной схеме рассчитывается урон рыбному хозяйству. Далее мы предоставляем свои расчеты потраченных на ликвидацию последствий аварии средств: если потратили меньше, чем ущерб, доплачиваем, если больше, то нет. Это справедливо. Есть стимул оперативно убрать загрязнение и показать положительный результат. Подобных методик, например, по отношению к почве, к сожалению, нет. Считаю, что надо дорабатывать эту систему. Свои предложения мы направили в Министерство природных ресурсов и экологии. Нужна норма, согласно которой затраты на разработку и внедрение природоохранных технологий будут засчитываться в счет платы за загрязнение».
Последним этапом ликвидации аварии для устранения радужной нефтяной пленки стало рассыпание сорбента (терморасщепленного графитового порошка) по водной глади.
За короткое время разлив был ликвидирован. Нефть в Обь не попала.
Легче предупредить, чем ликвидировать
В 2011 году на финансирование природоохранных мероприятий в добывающем секторе компанией было направлено более 20 млрд рублей. Из общего объема экологических инвестиций около 25% средств было выделено на снижение и предупреждение негативного влияния возможных аварий. Как известно, нештатные ситуации, сопровождающиеся разливами нефти и нефтепродуктов, лучше и легче предотвращать, чем ликвидировать их последствия.
«Сургутнефтегаз» – единственная компания в России, которая открыла у себя аккредитованную лабораторию по входному контролю качества металла труб.
«Это был «нож в сердце трубникам», – подчеркнула Любовь Малышкина. – Благодаря использованию метода разрушающего контроля только в прошлом году было отбраковано и возвращено заводам-изготовителям 20% труб ненадлежащего качества (от общего количества поставок)».
На предприятии применяются различные технические методы диагностики трубы. В том числе, внутритрубная диагностика. На напорных нефтепроводах проводится периодическая очистка внутренней полости, а также прогонка выявляющего дефекты и места потенциальных аварий интеллектуального снаряда. Комплекс полученных данных о состоянии труб позволяет своевременно выводить из эксплуатации аварийные участки промысловых трубопроводов для текущего или капитального ремонта.
В распоряжении природоохранной службы компании – более 6 000 м переносных быстроразвертываемых бонов. При ликвидации нефтеразлива их необходимо раскатать, надуть и установить, закрепив за береговые якоря. Нефть не пройдет! |
|
|
При работе на водной поверхности «Труксор» имеет большую маневренность. Модель оснащена подъемником, с помощью которого можно быстро заменить навесное оборудование для комплексной очистки водоемов и прибрежной зоны. Есть лопата, фреза, насос для донных отложений, захват. Платформы могут работать на непроходимой для другой техники территории. |
На развертывание техники ушло не более получаса. Далее была произведена оценка ситуации. Проведение подобных учений необходимо, они позволяют быть уверенными, что во время реальной нештатной ситуации компании удастся быстро справиться с загрязнением и минимизировать ущерб окружающей среде. |
Лилия Давыдова, руководитель группы по защите от коррозии отдела экологической безопасности управления экологической безопасности и природопользования «Сургутнефтегаза», отметила: «Инженер по коррозии, как врач. Он анализирует результаты мониторинга коррозии, делает заключение и назначает лечение. Для постановки «диагноза» требуется большое количество данных, которое позволяет получать целый комплекс исследований, проводимых с прогнозно-диагностическими целями. Методов мониторинга коррозии много: весовой, электрохимический, физико-химический. Весовой и электрохимический – это взаимодополняющие методы определения скорости коррозии. Весовой (хоть и говорят, что это методика прошлого века) дает возможность понять, возможно ли в данной среде развитие процесса локальной коррозии, результат мы получаем спустя 1-3 месяцев. Электрохимический метод «дает ответ» в течение 5-10 минут. Физико-химический анализ коррозионной среды не дает напрямую значений скорости коррозии стали в исследуемой системе, но позволяет оценить степень агрессивности условий эксплуатации нефтепромыслового оборудования и сооружений. Мы не отдаем предпочтения какому-то одному методу коррозионного мониторинга, каждый является важным в общей картине технической диаг- ностики».
С 2007 года «Сургетнефтегаз» допускает к применению трубы только с повышенной коррозийной стойкостью. Это гибкие полимерные металлические трубы, стеклопластиковые, стальные трубы, футерованные полиэтиленом, и с внутренним эпоксидным защитным покрытием. Партнерами компании в этом направлении стали авторитетные российские трубные компании и заводы. Совместно с институтом «ЦНИИЧермет им. И.П. Бардина» проведена работа по выявлению зависимости стойкости стали к локальной коррозии от наличия в металле коррозийно-активных неметаллических включений. С учетом полученных рекомендаций компания закупает и применяет в строительстве и капремонте трубы повышенной коррозионной стойкости, изготавливаемые по техническим требованиям, разработанным специально для условий ОАО «Сургутнефтегаз». Кроме того, компания планирует построить завод по нанесению полимерных порошковых покрытий на готовые металлические трубы, максимально надежно защищающих их от коррозии в течение 20 лет. |
Промысловые трубопроводы, построенные из углеродистой и низколегированной стали, подвержены коррозии по нижней образующей труб (так называемая «ручейковая коррозия»). При этом происходит локальное утонение стенки трубы, и в некоторых местах появляются коррозионные отверстия – свищи. Специалисты «Сургутнефтегаза» определяют с большой долей вероятности риски развития «ручейковой коррозии» и соответственно принимают меры защиты.
Поскольку до 85% порывов обусловлено именно коррозией, поэтому мероприятия по предупреждению аварийности, в первую очередь, направлены на предупреждение и защиту от внутренней коррозии трубопроводов. Одним из самых технологических методов защиты является ингибиторная защита. Принимаемые меры позволили сократить аварийные инциденты на трубопроводах до минимума.
«Сургутнефтегаз» применяет ежегодно около 5 000 тонн ингибиторов коррозии – химических веществ, замедляющих процесс разрушения металла. Однако при передозировке реагента может возникнуть сбой на всех этапах производственного процесса подготовки нефти. И наоборот, низкая концентрация реагента может привести к интенсивному развитию локальной коррозии. Поэтому при использовании ингибиторов необходим жесткий контроль за соблюдением режима дозирования. Мониторинг коррозии трубопроводов протяженностью более 4 000 км осуществляется в 700 точках контроля. Датчики мониторинга контролируют эффективность ингибиторной защиты в режиме реального времени. Это позволяет специальной службе оценивать степень агрессивного воздействия перекачиваемых сред, планировать и реализовывать меры защиты. На основании этих исследований проводится ежегодная плановая замена 500 км аварийно опасных участков трубопроводов. Работа по поиску наиболее эффективных в условиях деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» ингибиторов проводится постоянно. Каждый год компанией проводятся промысловые испытания новых регентов и подбор марок с улучшенными свойствами.
Впрочем, хороший эффект дают и традиционные методы. «Технологи круглосуточно отслеживают показания давления в трубе: если давление падает, то на данный участок направляется звено осмотра, даже если плановый обход произведен недавно, – говорит Андрей Силкин, начальник центральной инженернотехнологической службы НГДУ «Быстринскнефть». – В случае обнаружения утечки немедленно начинаются работы по локализации и устранению негерматичности и загрязнения. У нас имеется специальное оборудование – труборезка, чтобы делать ремонт безогневым способом, потому что в трубе содержится газ. Вообще, технологическая служба занимается регулярными обходами территории, на которой расположен трубопровод, с целью выявления протечек. Разработаны маршруты для каждой трубы. Раньше ходили пешком, зимой – на лыжах. В настоящее время у нас есть болотоход, позволяющий совершать обходы трубопровода даже на труднопроходимых участках. Зимой используем снегоходы. Каждому обходчику дается GPS-навигатор. Мы добились 100% обходов трубопроводов».
Применение комплекса мер в условиях значительного роста протяженности трубопроводов и их старения позволили ОАО «Сургунефтегаз» снизить частоту возникновения аварийных ситуаций. Отметим, что напорные промысловые и межпромысловые нефтепроводы «Сургутнефтегаза» в последнее время эксплуатировались без аварий.
Меры по предупреждению аварий на трубопроводах:
- входной контроль качества металла поставляемых труб на соответствие требованиям ТУ;
- 100%-ная техническая диагностика эксплуатируемого нефтепромыслового оборудования и сооружений;
- внутритрубная очистка и диагностика нефтепроводов с применением дефектоскопов;
- мониторинг коррозии;
- ингибиторная защита трубопроводов;
- применение труб с антикоррозийным покрытием;
- использование технологических методов эксплуатации трубопроводов.