На защите водных объектов
Югра является одним из наиболее обеспеченных водными ресурсами регионов России. На его территории, где 34% занимают болота, протекает около двадцати тысяч больших и малых рек общей протяжённостью свыше 172 тысяч километров. Речную сеть образуют реки Обь и Иртыш протяжённостью в пределах округа соответственно 928 и 222 км. На территории ХМАО насчитывается более 300 тысяч озёр, площадь каждого из которых составляет в среднем 8 га.
Исследует эти водные богатства и контролирует их состояние структурное подразделение Нижне-Обского бассейнового водного управления Министерства природных ресурсов РФ. Само Управление, являющееся территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, находится в г. Тюмени. В его функции входит оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, действует оно на нескольких территориях России, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе. Корреспондент журнала «Промышленность и экология Севера» Юлия Сероокая попросила начальника отдела Департамента водных ресурсов по ХМАО-Югре Жанну Деомидову рассказать об экологической ситуации в водной сфере.
– Жанна Николаевна, в чём особенность использования бассейна рек Оби и Иртыша?
– Использование этих крупных сибирских рек определяет их местонахождение в интенсивно развивающемся регионе России, особенностью которого является абсолютное преобладание нефтегазодобывающей отрасли и ведущие позиции по производству электроэнергии. Около 30% территории округа, а это более 160 тыс. кв. км, занято лицензионными участками и активно подвергается промышленному воздействию, связанному с нефтедобычей. Естественно, с годами нагрузка на реки только увеличивается. В границах лицензионных участков отчётливо наблюдается загрязнение нефтепродуктами и хлоридами. Водными ресурсами пользуются в основном предприятия нефтедобычи и энергетики.
– Какие вопросы водопользования в Югре являются ключевыми?
– Существует несколько «болевых точек» охраны водных ресурсов в округе. Остро стоят вопросы по размещению вновь вводимых объектов нефтедобычи, обустройству старых месторождений и объектов переработки и транспортировки нефти и газа. В настоящее время следует отметить усиленное антропогенное воздействие на реки, в том числе такие крупные, как Обь, Большой Юган, Вах, Аган, Большой Салым, со стороны нефтедобывающих и нефтегазоразведочных предприятий, предприятий коммунального хозяйства, водного транспорта.
Вступление в действие нового Водного кодекса РФ, изменения в водном законодательстве существенно ослабили требования к охране водных объектов и расширили возможности использования водо-охранных зон. Установленные границы водоохранных зон являлись регулирующим фактором и могли существенно повлиять на местоположение того или иного объекта. Согласно действующему законодательству, перечень ограничений при работе в водоохранной зоне значительно уменьшился и в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ составляет всего четыре пункта: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых и др. веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твёрдое покрытие. Максимальная ширина водоохранной зоны для рек или ручьёв протяжённостью от истока пятьдесят и более километров составляет всего 200 метров. При этом пойма Оби местами достигает 20-30 км.
Нахождение в водоохранных зонах потенциальных загрязнителей – явление нежелательное, необходимы определённые решения по снижению риска аварийных ситуаций, строительство очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку стоков, защитных сооружений – дамб обвалования, отстойников загрязнённых вод и т.п. Эти вопросы должны быть точно регламентированы в водном законодательстве. Размещение новых объектов происходит без какого-либо согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием водного фонда. Ситуацию осложняет и то, что земли водного фонда тоже значительно уменьшены. Сегодня к ним относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Вот только непонятно – а в какой период?
Внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ повлекло за собой исключение государственной экологической и водохозяйственной экспертизы. Государственная экологическая экспертиза (определённая в Градостроительном кодексе) имеет ограниченную задачу и направлена на ликвидацию экологической (в том числе водохозяйственной) оценки предполагаемой хозяйственной деятельности, определения экологической безопасности.
Однако действующее федеральное законодательство совершенно не учитывает специфику Ханты-Мансийского автономного округа. Крупные месторождения нефти, как правило, находятся на заболоченной территории, а чёткого разъяснения по размещению и выделению водоохранных зон на болоте не существует.
Нефтяные компании активно пользуются пробелами и поблажками в законодательстве. При таком ослаблении требований уже появились разведочные скважины, гидронамывные карьеры, дороги, коммуникации в зонах, затопляемых в период паводка.
– Назовите, пожалуйста, основных загрязнителей водных объектов.
• Природные воды загрязняются в первую очередь хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами. Основными загрязнителями являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, которые сбрасывают сточные воды в водные объекты после очистных сооружений. Всего на территории округа насчитывается 118 выпусков сточных вод в поверхностные водные объекты, из них:
• 65 выпусков недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений;
• 36 выпусков нормативно очищенных вод после очистных сооружений;
• 4 выпуска без очистки нормативно чистой воды;
• 13 выпусков без очистки.
В 2009 году негативные цифры несколько уменьшились благодаря ликвидации выпуска без очистки в г. Нягани и сокращению объёма сброшенных вод в г. Радужном.
Большое количество стоков плохо очищенных вод связано прежде всего с устаревшими очистными сооружениями, многие из которых строились ещё в 80-х годах прошлого века и сейчас не справляются с нагрузкой. Наглядный пример – г. Ханты-Мансийск, где очистные сооружения строились практически 13 лет, естественно, к моменту сдачи в эксплуатацию их производительность оказалась недостаточной. Была произведена реконструкция, но и после этого мощностей сегодня не хватает активно развивающемуся городу. Власти стоят перед выбором: строить новые очистные сооружения или выполнить очередную реконструкцию старых. Непросто обстоит дело с канализационными очистными сооружениями в городах Нефтеюганске и Нягани, где перегруз составляет 40-50%, то есть практически половина всех стоков не очищена. Конечно, вопрос решается, но не так быстро, как хотелось бы.
Стоит отметить, что в целом по округу проблем с питьевой водой у нас нет. Меня, как жителя Югры, радует, что на нашей территории всего четыре поверхностных водозабора, то есть мест, где питьевая вода берётся прямо из реки. В остальных случаях жители округа пользуются подземными питьевыми источниками.
– Какие из рек и озёр в округе в наибольшей степени сохранили свою природную чистоту?
– Наиболее чистыми являются водные объекты на севере округа. Но их состояние может ухудшиться в связи с реализацией мега-проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». И хотя недавние презентации разработчиков показали, что они стараются максимально уменьшить последствия своей деятельности, у меня есть некоторые опасения. Если строительство объектов и налаживание инф-раструктуры будет проводиться в строгом соответствии с экологическими требованиями, то положительную экологическую обстановку удастся сохранить.
Нам необходимо учесть богатый и в большей степени печальный опыт развития хозяйственной сферы в уже освоенных регионах Севера. Хрупкая, уязвимая природа Северного Урала изначально предполагает применение экологически безупречных технологий освоения его природных ресурсов. Оценив их состояние и потенциальную значимость, мы должны разработать мероприятия, направленные на максимальную защиту окружающей среды.
– Существуют ли какие-то окружные или муниципальные программы по охране водных ресурсов?
– Несмотря на сложности и проблемы, возникшие в связи с изменившимся законодательством, в округе продолжается работа по оздоровлению экологической ситуации. Разработана и принята Концепция экологической безопасности Югры на период до 2020 года. Реализуются целевые программы «Оздоровление экологической обстановки в ХМАО – Югре 2005-2010», «Развитие внутреннего водного транспорта и поддержание внутренних водных путей ХМАО – Югры на 2004-2010 гг.», действует программа «Обеспечение качест-венной питьевой водой населения округа». Наш округ–один из немногих регионов, где действует Комплексная целевая программа «Обь» («Водохозяйственное обустройство бассейна реки Оби с целью устранения негативных экологических и социально-экономических последствий наводнений, маловодья и хозяйственного освоения территории»).
– Жанна Николаевна, большое спасибо за интервью. От имени коллектива журнала желаю вам всего хорошего в вашем нелёгком, но очень значимом труде!