Ольга КОРНИЛОВА: «Сложный вопрос – научный подход»

Содержание

Все страницы

Загрязнение ртутью отсутствует

В этом году по поручению Губернатора автономного округа филиалом была выполнена очень интересная научно-исследовательская работа по выяснению источников и причин повышенных концентраций ртути в поверхностных водных объектах, результаты которой, думаю, будут интересны как специалистам, так и общественности, болеющей за экологическое благополучие родного края. Исследования осуществлялись на территории двух природных парков окружного значения – «Нумто» и «Кондинские озера».

Следует отметить, что проблема повышенного содержания ртути в реках округа уже неоднократно поднималась экологами. Так, например, в 2001-2002 гг зарегистрированы особенно высокие концентрации ртути в р. Северная, Сосьва и р. Малая Обь, где превышения норматива составили 50–387 раз. Известно, что в Уральской части территории Югры действует несколько горнодобывающих предприятий, ведущих добычу жильного кварца, горного хрусталя и рассыпного золота, поэтому предполагаемыми источниками загрязнения могли являться ртутьсодержащие породы и технологические процессы, связанные с добычей.

Однако особые опасения вызывали результаты экологического мониторинга на равнинной части округа, где фиксировались значительные концентрации загрязняющего вещества. Многие знают, что ртуть относится к первому классу опасности, то есть является чрезвычайно опасным загрязнителем окружающей среды. Установлено, что этот элемент способен биоаккумулироваться по пищевым цепям водных и наземных экосистем.

Особенно опасное концентрирование металла происходит в следующей цепи: вода – донные отложения – биота (бентос, фито, зоопланктон и др.) – рыбы – птицы, питающиеся рыбой. Важное свойство растворенной ртути в природных водных объектах – способность к химическому и биохимическому метилированию с образованием наиболее токсичных ртутных соединений, которые могут растворяться в липидных клетках живых организмов и вследствие этого характеризуются высокой биоусвояемостью и токсичностью. Поэтому особенно важно найти причины и источники загрязнения на территориях с уникальными природными комплексами, имеющих особую экологическую, эстетическую и историко-культурную ценность для округа и России в целом.

Предварительный анализ мониторинговых данных за несколько лет с территории лицензионных участков, расположенных в границах исследуемых ООПТ, и результаты комплексного мониторинга природных парков показали превышение допустимой концентрации загрязняющего вещества в поверхностных водах до 15 ПДК на участках нефтедобычи и до 75 ПДК в границах природного парка «Кондинские озера».

Проведенные нами исследования показали, что содержание ртути в исследованных природных средах имеет низкие значения. Так в большинстве проб поверхностной воды (около 80%) концентрация загрязняющего вещества находилась ниже ПДК (0,01 мкг/дм3), а верхняя граница диапазона определения существенно ниже значений предыдущих лет.

Незначительные превышения в пробах воды были отмечены в период окончания половодья, что обусловлено, вероятнее всего, природными факторами – широким распространением болотных ландшафтов и болотно-торфяных почв, отличающихся повышенной способностью к аккумулированию ртути.

Для подтверждения достоверности полученных результатов совместно с Центральной базовой лабораторией экоаналитических и технологических исследований Инженерно-экономического внедренческого центра ОАО «Сургутнефтегаз» был проведен сличительный эксперимент. Пробы отбирались в одних пунктах и в одно и то же время, после чего лабораториями проводилось параллельное определение ртути в образцах. Воспроизводимость результатов составила 86%. Результаты проб почвенных образцов и донных отложений продемонстрировали довольно низкий диапазон содержания ртути. Также не подтвердилось отмеченное ранее высокое содержание опасного элемента в подземных водах наблюдательных скважин на территории природного парка «Кондинские озера».

Тогда возникает вопрос: почему на протяжении ряда лет данные экологического мониторинга показывали отклонение от нормативного значения в пробах поверхностных вод? Ответ на этот вопрос заключается в сложности процедуры определения ртути в объектах окружающей среды, выполнение которой требует использования высокочувствительных методик высокой категории точности, а также строгого постоянного контроля за возможными загрязнениями проб.

Результаты многих исследований показывают, что инструментальное измерение концентраций ртути, как правило, характеризуется меньшей погрешностью по сравнению с остальными стадиями определения. Наиболее опасными в этом отношении являются процедуры отбора, фильтрации и хранения водных проб. На точность результатов оказывает влияние технология отбора проб, материал оборудования и посуды для отбора и хранения водных проб, применение консервирующих растворов, сроки доставки и хранения проб. Экспериментально установлено, что пластмассовые сосуды, которые наиболее часто используются на пробоотборе, проницаемы для паров ртути, находящейся в воздухе. Проникая внутрь таких сосудов, ртуть окисляется консервантами и переходит в раствор, повышая тем самым исходную концентрацию растворенного металла. Также неприемлемо замораживание при хранении и транспортировке водных проб, так как при оттаивании большая часть ртути может превращаться или в летучую атомарную форму, или переходить во взвешенное состояние.

Резюмируя вышесказанное, особо хотелось бы обратить внимание на необходимость четкого соблюдения требований к проведению аналитических исследований. Поскольку именно ошибки, допущенные на одном из этапов аналитических исследований, явились основной причиной экстремально высоких концентраций ртути, отмечавшихся в мониторинговых данных предыдущих лет.

Оставить комментарий