В Екатеринбурге открылся первый мусоросортировочный завод

Утилизация твердых бытовых отходов (ТБО) – одна из наиболее значимых экологических проблем в современном мире. С каждым годом на планете растет потребительский спрос и, как следствие, количество образующегося мусора. Неудивительно, что реализация проектов по созданию новых мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов, особенно в крупных городах, как никогда актуальна. Кажется, Екатеринбург сделал первый шаг в решении данной задачи. Здесь 1 декабря 2011 года состоялось открытие первого мусоросортировочного комплекса (МСК) на полигоне ТБО «Широкореченский».

Торжественный старт

В церемонии запуска мусоросортировочного завода приняли участие Глава Екатеринбурга – председатель Екатеринбургской городской Думы Евгений Порунов, глава Администрации города Екатеринбурга Александр Якоб и член Совета Федерации от Свердловской области Аркадий Чернецкий, а также второй секретарь Посольства Швеции в РФ София Кристина Ларссон. Каждый из присутствующих персон отметил важность нового объекта, строительство которого заняло чуть меньше года.

– Реализацией данного проекта мы улучшаем экологическую обстановку в городе, а также даем возможность развиваться малому бизнесу, потому что номенклатура изделий, выпускаемая из отсортированных ТБО, очень велика, – обратился к гостям церемонии Евгений Порунов. – Поздравляю всех с этим замечательным событием и желаю заводу хорошо работать. Я уверен, что город будет и дальше развиваться в области переработки и улучшения экологической обстановки в городе.

Проект комплекса был воплощен в жизнь ЕМУП «Спецавтобаза» в соответствии с постановлением Главы города Екатеринбурга. Здание завода рассчитано и построено под две линии сортировки и одну линию прессования. В день открытия была запущена только первая линия, производительная мощность которой составляет 100 тысяч тонн отходов в год на входе или 270 тонн отходов в сутки при двенадцатичасовой работе комплекса.

– В рамках реализации стратегического проекта «Управление отходами» сегодня будет введена в строй первая линия. Очень важно, чтобы в ходе эксплуатации завода было подтверждено, что это решение принято правильно, и в дальнейшем подтвердится высокая эффективность работы комплекса. У экологии, как известно, нет границ: ни муниципальных, ни государственных, – подчеркнул в своем выступлении Александр Якоб. – В этот день я хочу поблагодарить всех, кто имеет отношение к строительству комплекса: проектантов, генерального подрядчика, субподрядчиков и всех остальных.

В 2012 году компания ЕМУП «Спецавтобаза» планирует приобрести и смонтировать вторую линию сортировки, что позволит довести производительность МСК до 200 тысяч тонн отходов в год. Таким образом, уже в ближайшее время завод позволит снизить физическую нагрузку на Широкореченский полигон, который ежегодно принимает свыше 350 тысяч тонн отходов.

– Сегодня в разговоре с любым инвестором мы можем говорить о собственной дееспособности в области утилизации ТБО, – обозначил появившиеся перспективы в области переработки ТБО в своем приветственном слове Аркадий Чернецкий. – Активно изучаются самые современные из существующих технологий, которые необходимы для дальнейшей переработки «хвостов» после сортировки мусора, и я думаю, что работа на этом не закончится. Город Екатеринбург в этом вопросе будет абсолютным лидером. Практически за год был построен весь этот комплекс, смонтировано оборудование, и теперь он готов к запуску.

Госпожа София Кристина Ларссон отметила запуск мусоросортировочного завода как один из примеров возрастающего российско-шведского делового сотрудничества. Так, компания Presona, предоставившая технологическое оборудование для нового комплекса, стала отличным образцом долгосрочного сотрудничества двух стран.
– Открытие завода радует и по той причине, что он будет иметь положительный долгосрочный эффект на экологическую обстановку в регионе. Мы надеемся, что все больше муниципалитетов будут следовать хорошему примеру Екатеринбурга и тоже построят подобные предприятия, – высказала напутственное пожелание госпожа Ларссон.

Согласно стратегическому плану развития Екатеринбурга, ЕМУП «Спецавтобаза» рассчитывает построить еще один мусоросортировочный комплекс в районе очистных сооружений по пути на Северный полигон. Мощность будущего комплекса будет составлять около 180 тысяч тонн в год. Завод будет построен не на площадке полигона, так как путь транспортировки мусора до него будет намного длиннее, чем до Широкореченского. Следовательно, помимо сортировки утильной фракции, новый МСК станет также выполнять функцию станции перегруза отходов и будет призван сократить длину транспортной перевозки.

Технология сортировки ТБО

Гости, которых на церемонии открытия собралось свыше 300 человек, могли лично понаблюдать за работой всего оборудования. После торжественного нажатия почетными гостями кнопки запуска завод приступил к работе и все желающие смогли пройтись с экскурсией по каждому этапу сортировки мусора. Сам процесс начинается с площадки приема отходов, где происходит разгрузка мусоровозов, выделение из отходов крупных фрагментов, которые могут повредить линию (деревянных балок, металлических уголков, арматуры, швеллеров, элементов мебели и т.д.), и подача фронтальным погрузчиком отходов на цепной скребковый конвейер бункерного типа. Все конвейеры в линии оснащены аппаратурой плавной регулировки скорости движения ленты и системой безопасности, позволяющей остановить все машины с любой точки линии.

Далее отходы поступают на наклонный цепной конвейер и подаются на ленточный роликовый конвейер предварительной сортировки. В кабине предварительной сортировки шестью рабочими отделяется негабаритный мусор, попавший на линию, разрываются пакеты с бытовыми отходами. Кабины предварительной и основной сортировки оснащены системами вентиляции, освещения, отопления, автоматического тушения пожара. На холодный период времени предусмотрен поддув теплого воздуха через систему вентиляции. В нерабочее время кабины обрабатываются излучением бактерицидных ламп.

После прохождения предварительной сортировки отходы поступают на наклонный ленточный транспортер и подаются в загрузочный бункер виброгрохота. Вибрационный грохот – это аппарат, предназначенный для разрыхления отходов и выделения из них мелкой сыпучей фракции, которая отводится конвейером в отдельный контейнер.

На следующем этапе отходы поступают на конвейер основной сортировки. Здесь происходит выборка полезных фракций: картона, бумаги, пластика, ПЭТ тары, стекла, алюминиевой банки и т.д., – имеющих потребительский спрос на рынке вторсырья. Выборка вторсырья происходит вручную сортировщиками. В конце основного сортировочного конвейера над транспортерной лентой установлен электромагнитный сепаратор, отделяющий металлическую магнитную фракцию от отходов. Выбранные из отходов полезные фракции накапливаются в специальных сетчатых отсеках, а после при помощи фронтального мини-погрузчика попадают в пресс. Конечный этап всей цепочки – выход обвязанного проволокой брикета вторсырья, который обязательно взвешивается и маркируется.

Честь повесить «бирку» на первый выпущенный МСК брикет была предоставлена сити-менеджеру Екатеринбурга Александру Якобу. В дальнейшем табличка с номером партии 0000001 станет экспонатом музея ЕМУП «Спецавтобаза», а сам брикет украсит клиентскую зону предприятия. Официальная часть программы церемонии завершилась презентацией проекта. А в самом конце праздника гостей ждал сюрприз – живое выступление группы «Смысловые галлюцинации».

В разделении мусора есть смысл

На первом, подготовительном, этапе сортировки отходов ведущая роль отводится самим жителям города. Для того чтобы улучшить экологическую ситуацию в Екатеринбурге, каждый житель должен изменить свое отношение к вопросам утилизации мусора и осознать важность новой системы обращения с отходами. Так, в рамках церемонии открытия МСК был дан старт проекту «Дуальный сбор отходов» в Екатеринбурге: разделение мусора на бытовую фракцию, которую можно переработать, и на пищевые отходы – органику. В 2008 году пробный этап этого проекта был реализован в Кировском районе города, где было установлено 350 специальных оранжевых контейнеров. Более чем 70 тысячам жителей района при помощи волонтеров, листовок, плакатов и публикаций в прессе было объяснено, что предназначены эти контейнеры специально для подлежащих переработке отходов. 

При подведении итогов акции выяснилось, что содержание металла, пластика, бумаги и стекла в соответствующих баках составило около 60%. Таким образом, результаты проекта были признаны успешными. «Спецавтобаза» стала вторым в России (после московских коллег) предприятием, работающим по системе дуального сбора отходов. На новом этапе проект должен стать общегородским, его уже поддержали 4 крупных городских предприятия-перевозчика. Так, в скором времени предприятие будет поставлять контейнеры для раздельного сбора мусора: оранжевые – для отходов, подлежащих дальнейшей переработке (пластик, стекло, бумага), а зеленые – для всех остальных отходов. 

Оставить комментарий