Как стать ханты на один день
Путешествия в дальние страны становятся такой же обыденностью как поездка на дачу в майские праздники. Золотые пляжи, пески пустыни, невиданные кораллы уже приелись современному туристу. Искушенные путешественники стремятся опробовать совершенно новый и от этого еще более интересный этнографический туризм.
Сейчас это направление активно развивается и набирает все большую популярность. Туристы знакомятся с историей народа, их верованиями и традициями, которые о с т а в а лись нетронутыми с о в р е менной ц и в и лизацией и дошли до нас практически без изменений с древнейших времен. Для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры этот вид туризма является перспективным. Территория региона является исторической родиной обско-угорских народов: ханты и манси. Сегодня во всем мире их насчитывается около 30 тысяч человек. У этих народов очень интересная материальная и духовная культура. Они до сих пор живут по законам природы, вдалеке от технического и информационного прогресса.
Сегодня с интереснейшими традициями и бытом коренных народов Севера можно познакомиться не только при непосредственном общении с отдельными их представителями, но и в уникальных этнографических музеях Ханты-Мансийского автономного округа. Такие музеи очень часто находятся прямо под открытым небом: это и удивительные постройки, сохранившиеся до нашего времени, и целые архитектурно-этнографические комплексы, тщательно воссозданные исследователями. Помимо общения с местным населением, туристы могут попробовать создать своими руками традиционные игрушки и украшения, поучаствовать в сборе дикоросов, поохотиться и порыбачить – в общем, провести свой день как настоящий представитель северных народов. Опыт такой простой и такой естественной жизни неизменно приводит туристов в восторг: очарованные этнопутешественники в один голос заявляют, что еще не раз вернутся в эти гостеприимные края.
Встречи с носителями культуры в местах их проживания производят на туристов чрезвычайно сильные впечатления и являются, по мнению гостей региона, одними из самых ярких эпизодов знакомства с Югорской землей.
Особый интерес у туристов вызывают традиционные праздники коренных народов Севера, на которых можно не только присутствовать, но и принимать в них активное участие.
Вороний день
Вороний день – «Вурна хатл» (хант.), «Урна-эква хотал» (манс.) – отмечается 7 апреля. Вороний день – любимейший праздник обских угров, поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В Ханты-Мансийске празднование проходит в парке-музее «Торум Маа».
В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Когда-то эта птица считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей.
В Вороний день на краю деревни совершали поры (бескровные жертвоприношения): ставили стол, а на него выкладывали жертвенную пищу для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети.
На праздник было принято готовить мясо оленей и других домашних животных, ходить друг к другу в гости, угощаться, исполнять традиционные танцы. В танце, изображавшем весеннее поведение птиц, женщины закрывали лицо и голову платком, оставляя лишь небольшие отверстия для глаз. Это имело магическое значение, связанное с представлением о женском теле как символе плодородия.
День оленевода
Проводится в феврале в Нижневартовском и Березовских районах. Как правило, приурочен ко Дню защитника Отечества. В этот день уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционные угощения – оленину и чай. Праздник длится целый день, на протяжении которого можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку-другую. Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках.
Праздник водяного царя Витхона и праздник Обласа
«Витхон» (манс.) или «Вит-куль» (хант.) – водяной царь, персонаж религиозных верований, мифов и сказок обских угров. Витхон почитается как дух воды, хозяин всех водоемов. По разным вариантам мифа Витхон – сын небесного божества Торума либо древний человек-богатырь, которого Торум поставил присматривать за реками.
В день первого спуска лодок на воду Витхону коллективно приносится жертва. В прошлом, как правило, практиковался Ир (принесение в жертву животных). Сегодня обычно ограничиваются бескровным угощением духа повседневной пищей, часто выливают в реку стакан водки. В настоящее время праздник отмечается в Березовском районе и ряде национальных сел Югры весной после вскрытия рек.
Праздник Обласа проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах (легких лодках). В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Вечером – застолье.
Медвежий праздник
Культ медведя издавна широко распространен в Евразии и Северной Америке. Почтительное отношение к медведю определяется сходством этого зверя и человека. Медведя-тотема нельзя убивать, уж тем более есть его мясо. В миропонимании ханты медведь не только опасный лесной зверь, но и обожествляемое существо – сын Нуми Торума.
Праздник проводят в доме охотника. Голову мертвого медведя покрывают платком, на глаза кладут кружки из бересты или монеты, для того чтобы медведь не мог видеть своих убийц. Лапы животного украшают кольцами и ленточками. Ставят перед ним угощение, вино, фигурки из теста, изображаюие оленей, после чего сообщают медведю, что убила его якобы русская стрела или пуля, заодно просят не пугать в лесу женщин и детей.
Праздник начинается с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных деяниях. Затем начинается драматическое представление. Важное место занимают обряды «отречения», когда охотники с почтением обращаются к медведю и говорят, что не виноваты в его смерти.