Русскинская
Содержание
Все страницы… Вот уже более часа за окном машины – тайга. Природа Севера остается главным действующим лицом путешествия даже тогда, когда в нее вмешивается человек со своими нефтекачалками, факелами и нефтеперерабатывающими заводами. А дорога ведет нас все дальше, покоряя пространство, которому, кажется, не будет конца, и вовлекая в бесконечность. Тишина и покой как бы законсервировались в этих местах, оставляя большие шансы сохранить здесь таинственность мелочей жизни коренных народов – важных, нежных, хрупких. Так началась этнографическая экспедиция редакции журнала в сельское поселение Русскинская Сургутского района.
Анатолий Прасолов: «Пока есть олени, ханты будут жить»
В деревне Русскинской нас встречает Анатолий Владимирович Прасолов – глава сельского поселения. Деятельный, гостеприимный, легкий в общении, надежный. Держится просто и спокойно, говорит ясно и убедительно. По-житейски мудрец и настоящий хозяин.
– Анатолий Владимирович, как живет Русскинская?
– Здесь проживает более 1 768 человек, 866 из них – коренные малочисленные народы Севера. В основном это оленеводы, которые расселены на 260 стойбищах. В общей сложности они содержат около 8 000 оленей. Раньше это была территория поселения, но после вступления в силу 131 Федерального Закона и внедрения поселенческой модели местного самоуправления в ХМАО-Югре, стала межселенной территорией, которая на сегодняшний день, на мой взгляд, не контролируется никем – ни федеральными, ни региональными, ни муниципальными властями. В связи с этим возникло много проблем. Например, с регистрацией. Раньше у КМНС была прописка: «деревня Русскинская, стойбище». Сейчас необходима адресная прописка – с указанием населенного пункта, улицы, дома и квартиры. Избушка или чум, по закону, не являются жильем, прописывать в них людей мы не имеем права. А если нет прописки, как нам регистрировать родившихся детей, как оформлять материнский капитал? Автоматически оленеводы лишаются любых видов пособий, которые выплачиваются по линии социальной защиты. Административный тупик! Проблема не в том, что у нас забрали территорию, а в том, что не оставили полномочий по работе с КМНС. А какой чиновник пойдет по тайге, по болотам, по бездорожью разбираться с частной проблемой оленевода?
– Фактически администрация поселения все равно держит все проблемы КМНС на контроле?
– Ханты по традиции приходят к главе поселения с любой проблемой. Куда им еще идти? Что нам делать в таких случаях: отказать в помощи, потому что нет полномочий? Мы даже были вынуждены сохранить две ставки в отделе Севера, потому что надо помогать коренному населению.
– С какими вопросами они к вам обращаются?
– Это контроль над выполнением договоров и экономических соглашений с нефтяниками, ведение документации и реестра, утверждение глав семей, получение компенсации за использование земель – горюче-смазочных и строительных материалов, спецодежды, предоставление вертолетного и автомобильного транспорта для завоза продуктов питания на стойбища. В жизни хантов много проблем, некоторые их них, правда, они создают себе сами. Например, зимой они все отправляются на охоту за дикими оленями. Хантов ловит полиция за браконьерство, а наша администрация ездит их вызволять. Мы не раз обращались к предыдущему правительству ХМАО-Югры с просьбой упорядочить выдачу лицензий на отстрел дикого северного оленя КМНС, потому что они все равно туда ездят – с охотничьим билетом или без. Нам отвечают, что на территории округа нет воспроизводства популяции дикого северного оленя, охота запрещена. Раньше были льготные лицензии на отстрел медведей и лосей, мы их выдавали особенно отличившимся хантам. Сейчас – в порядке общей очереди. Зарегистрировался оленевод в Интернете, увидел, что он в списке двухтысячный, плюнул на все и поехал охотиться без лицензии…
– Как сказалось на жизни жителей тайги закрытие пунктов приема ягод, пушнины и других видов традиционного промысла?
– Народ умеет приспосабливаться к новым условиям жизни. Ханты выходят на федеральную трассу и продают проезжающим и рыбу, и ягоды, и чучела. Из-за этого возникают проблемы с ГИБДД. Чтобы изменить условия для реализации продукции, мы создали «Национальное предприятие КМНС», учредители которого – коренные жители. В 2010 году Дума Югры приняла закон о факториях, которые должны помогать развитию системы заготовки и сбыта продукции, произведенной коренными народами, обеспечивать их работой, продуктами питания, техникой, необходимой в хозяйстве. Но закон фактически не работает. Никто не знает, что делать.
– В Ханты-Мансийске открывается линия по переработке дикоросов…
– Все упирается в расценки. Условно говоря, там будут принимать ведро ягод за 300 рублей, а на трассе за него дают 600… Сейчас для хантов это основной доход.
– На Ваш взгляд, живут ли по законам предков современные ханты? Как на них влияет цивилизация?
– Я присутствовал на всякого рода конференциях по проблемам КМНС. Все говорят об утере коренными жителями родного языка. Я говорю: «Приезжайте на стойбища, они все там говорят на хантыйском». Я с этим народом уже больше двадцати лет. Вижу, как они относятся к переменам: есть цивилизация – хорошо, завтра ничего не будет – они вернутся к образу жизни предков. Они знают, как ставить капканы, как делать стрелы, как ездить на оленях. А пока есть олени, они будут жить, только олени вымрут – все! Поэтому правительство ХМАО-Югры старается, чтобы на стойбищах сохранялись стада. За каждую важенку (самку оленя) округ выплачивает 600 рублей в год. Ветеринарная служба поставлена хорошо. Нефтяные компании закупают комбикорм и раздают по стойбищам для прокорма оленей.
– А как обстоят дела с сохранением религиозных традиций хантов?
Деревня Русскинская расположена на севере Сургутского района ХМАО-Югры, на месте хантыйского стойбища Русскиных, откуда и пошло название деревни. Тром-Аганский сельский совет был создан в 1926 году, а в 1978 году переименован в Русскинской на основании решения облисполкома, а с 2006 года получил наименование «сельское поселение Русскинская». На территории находится более 50 нефтяных месторождений. |
– Они чтят свою веру, до сих пор большая часть из них остается язычниками. На стойбищах у них есть святые нарты, они совершают свои обряды. Но у нас есть проблема – пятидесятники. Уже более 70 семей вошли в эту секту. В 1993 году здесь был фестиваль финно-угорских народов. Я предупреждал тогда, что канадские миссионеры раздавали хантам листовки и книги, но никто не обратил на это внимание. Позже в Нижневартовске была создана мощная организация, откуда стала проводиться агитационная работа. Пока как такового вреда нет, кроме того, что ханты отходят от своей веры. Наоборот, они завязали с алкоголизмом, табакокурением, ходят с колясочками чисто и опрятно одетыми. А пьянство среди коренного населения одно время начало принимать угрожающий размах. Мы начали с того, что стали забирать снегоходы и ставить их на штрафстоянку, если водитель пьян. К тому же, сейчас 15% коренного населения имеют свои автомобили. Им пить нельзя…
– Как Вы считаете, может у вас в Русскинской развиваться этнографический туризм?
– Я противник того, чтобы массово приглашать туристов на стойбища. Приведу пример: к нам приезжала съемочная бригада телепрограммы «Галилео» для того, чтобы подготовить сюжет о быте коренных народов. Снимали три дня. После этого ханты сказали, чтобы мы их больше не привозили. У оленевода каждодневная большая работа. Он следит за оленями, в сутки «наматывает» пешком или на лыжах по 20- 30 километров. Женщины шьют одежду, вышивают, пекут хлеб. Приедут туристы – будут мешать. Если сделать какие-то импровизированные стойбища, то я согласен. Есть этнографические тропы, мы можем показать традиционные способы охоты и рыбалки народов ханты. А на стойбища? Там свой уклад жизни, свои секреты и обычаи. Нельзя вторгаться в этот мир.
В тайге – каждый день и всю жизнь
Сложно получить представление о быте коренных народов Севера, не совершив прогулку по этнографической тропе Русскинской. Над разработкой экологических маршрутов здесь еще трудятся, но для нас сделали исключение – предложили посетить стойбище, на котором проживают Сергей Васильевич Кечимов и его жена Капитолина Васильевна Тэвлина. Легкие на подъем, наши знакомые экологи и журналисты из Сургута и Ханты-Мансийска присоединились к нам. И все вместе мы постарались быть ненавязчивыми гостями другого мира. Сворачивая с асфальтированной промысловой дороги в тайгу, мы помнили слова главы поселения Анатолия Прасолова, что ханты – это люди обычая и веры, что они живут, пока их объединяет некая тайна жизни, которую знают лишь все свои. Не пытаясь заглянуть за границы дозволенного, мы шли за впечатлением и за краеведческими открытиями.
Мягко пружиня по ковру изо мха и ягеля, Сергей Кечимов вел нас по узкой, на ширину нарт, дороге. К себе – на стойбище. Еще полчаса назад, когда мы все вместе пили чай в администрации поселения, он выглядел немного другим: скромно сидел на краешке стула, смущено откликался на наши расспросы:
– Сколько километров до стойбища? За сколько дойдем?
– Немного и недолго, – отвечал он в соответствии со своей, национальной, теорией относительности. На таежной тропе в нем проснулось уютное чувство хозяина.
– Привыкать надо по тайге ходить, – снисходительно улыбался Сергей, наблюдая краем глаза за тем, как мы запыхались и едва поспеваем за ним.
Дорога петляла меж тонкостволых сосен. И, как назло, мох, переполненный влагой от прошедшего поутру дождя, чавкал под ногами. Но для нашего проводника эти четыре километра до стойбища были делом привычным, пустяковым. Если бы не мы, любопытные городские путники, которые то и дело спрашивали про каждую травинку оживающей тайги:
– А это что за цветочки розовые?
– Черника.
– А мох этот зелененький?
– Это ягель. Олени не любят высохший ягель, просто топчут. Едят только свежий. Выедают…
Знаний о тайге, об оленях у каждого ханты много – на целую жизнь.
Меж тем наша компания разбилась на два отряда. В одном из них оказались те, кто решил любой ценой не отставать от Сергея Кечимова, чтобы не прерывать попутной беседы. Обменивались незначительными фразами, а получалась, пусть и немного сбивчивая, но зато неоднотонная история.
Другие шли под покровительством Анатолия Прасолова. Несмотря на захваченный им карабин, дамы задорно и громко – для блуждающего по тайге медведя – распевали песни.
– Дядя Миша был недавно здесь, на стойбище, – Кечимов перешел на «тайный» язык, когда разговор коснулся священного зверя. – Этой весной из пятнадцати родившихся оленят осталось только четыре. Я ему сказал: «Моего оленя поймаешь – всего съешь, ничего не оставляй, чтоб не гнил». Но он иногда ногу оставит, иногда рога. Не слушается. И все равно лезет. Оленей гоняет – куда они бегут, туда и он за ними идет. Как-то собака начала лаять – вышел, оказывается, «дядя» подходил. Следы оставил…
У нашего хантыйского проводника зазвонил мобильный телефон. Слышно было, как жена Капа проворковала что-то на родном языке.
– Спрашивает, далеко ли мы.
– А SMS-ки читать умеете?
– Нет. Мало учился. Три класса. Но все забыл уже. Когда это было! Мне 56-й год пошел.
– А телевизор у вас есть?
– Нет. У Витьки есть. (прим. ред. – брат жены, живет рядом в своем доме с женой и тремя детьми). Он антенной ловит. Я не хочу телевизор, потому что если телевизор есть – ничего не сделаю. Когда захочу – у меня есть ноутбук, диск поставил, посмотрел. То же кино. В прошлом году мне сказали: «Купи компьютер. Сфотографируешь что-нибудь, потом скажешь в поселке – тебе переведут на компьютер». Я снимал на телефон, как священное место откопали. Скинули потом.
До стойбища было еще далеко, но вдали уже слышался неодобрительный собачий лай – идут чужие.
– Сколько вы тут уже живете?
– Пятый год.
– А в поселке жили?
– Там квартира у нас. Но мы в ней не живем, так, вещи храним. Заходим иногда. В поселке жизнь не идет. Покоя не дают. Пришли сюда – здесь спокойно.
– Пили в поселке? – догадываемся мы.
– Пил. Закодировался и забыл про это. Курить бросил, водку пить бросил. Я много курил. В последнее время две пачки в день было мало. Сигареты дома оставлю и чувствую, чего-то не хватает. Купил таблетки от курения, съел их – все равно не помогают. Потом мне сказали, что кодировка скоро приедет от курева. Думаю, хоть бы меня замком закрыли, только бы не курил. Шесть человек туда пошли. Врач-мужик говорит: «Три человека из вас будут курить, а трое не будут». Думаю, хоть бы от меня отошло. И с тех пор я не курил.
Вот так, за разговорами дошли до стойбища, доступ на территорию которого ограждал высокий, в семь жердей, кораль. Отшельнически серая, с маленькими окнами изба была покрыта рулонным толем – в тон со срубом и вытоптанной оленями землей. Раньше крыши обкладывали мхом или дерном, но сейчас это хлопотное занятие ханты подзабыли.
– Дом-то теплый? – недоверчиво стали выспрашивать мы хозяина.
– Да, – закивал Кечимов. Он подошел к причудливому лабазу на одной ножке, повернул его вправо-влево. – Крутится. Сам сделал. Один – Капе под продукты, второй – себе под инструменты.
Архитектурные каноны у хантов не менялись веками. Традиционный лабаз – это маленький домик на сваях, чтобы не залезали дикие звери. А тут такой дизайн! Избушка поворачивается, как в сказке, «к лесу задом, ко мне передом». Повертеть лабаз вслед за хозяином мы не решились: эти хозяйственные постройки не так просты, как кажутся. Иногда таится в них не мука и мясо, а что-то смутное, обережное: кости медведя или идолы. Сами ханты относятся к ним пре
дельно серьезно, не рискуют подходить к лабазам с наступлением сумерек… Не спрашиваем, почему. Нельзя – и все!
Зашли в дом. Как ожидалось, в нем только одна общая комната. Из обстановки – печка-«буржуйка», стол, традиционный настил- нары. Живут здесь вдвоем – Капа и Сергей. Капа хозяйничает по дому. Сергей следит за оленями. Когда-то он был исполнителем ритуальных песен в национальном самодеятельном коллективе «Вонтнэ – Таежница». Сейчас изготавливает для него традиционные национальные инструменты из дерева. Таких мастеров – наперечет.
Мы расположились у стола, а Капа выскочила из дома подгорячить воду в чайнике. Подбросила полено в огонь, присела на чурбан – сейчас закипит. У хантов дрова колет женщина. К основным женским занятиям относятся также воспитание детей, приготовление пищи, заготовка дров, шитье одежды. Гендерное разделение труда ведется со старины, считается вечным и нерушимым. Хантыйские мужчины в свое оправдание даже придумали пословицу: «Дрова рубить – людей смешить!»
Тем временем гости разделывали большую замороженную рыбину муксуна, которая водится в Оби и ее притоках. В тему посыпались вопросы о гастрономических пристрастиях обитателей дома.
– Чем обычно питаетесь? Что готовите?
– Рыбы у нас мало, да и на рыбалку далеко ходить. Покупаем в магазинах. Купил как-то рыбные фрикадельки в банке, думал, рыба… Макароны не покупаю – не люблю. Мясо едим только зимой. Оленя лучше забивать, когда у него мех гуще, толще, длиннее, с теплым подшерстком. Оленину обычно варим. Раньше это было охотничье место: лоси, белки – все водилось. Сейчас промыслового зверя стало меньше.
Кечимов заверил, что строганина – блюдо безопасное, так как муксун никогда не болеет. Кусочек рыбки плюс соль, перемешанная с молотым черным перцем, – и северный деликатес готов. Хозяева же угощались привезенной нами копченой колбасой и клубникой.
Пришли олени. С их появлением стойбище ожило. Олененок Ромка, свои первые месяцы проживший прямо в избе, первым делом подбежал к дверям. Потоптавшись у входа, сообразив, что сейчас не до него, олененок обидчиво мотнул головой и присоединился к старшим. У хантов не принято говорить, сколько оленей в стаде. Поэтому ни спрашивать, ни считать их мы не стали. Олени доверчиво подбежали к Капе и Сергею. К гостям – только из-за лакомства (комбикорма с солью). Чувствовалось, что существует какое-то древнее родство между оленями и хантами, что какая-то сила сближает их и дает им божью помощь жить вместе на этой земле.
Олени поели, покрутились у загона, дали нам возможность сфотографироваться и снова вырвались на свободу.
Пора и нам. Обратно идти быстрее – лес стал приветливей, говорливей. На прощанье завязали цветные ленточки на молодой березке, загадали желание и поехали домой. Пелена непредсказуемого и случайного рассеялась…
Остановись, мгновение!
Музею природы и человека в Русскинской, основанному в 1988 году, присвоено звание «Семь чудес Тюменской области». Эта богатейшая экспозиция отразила уникальность природного и культурного наследия, богатство животного мира Югорской земли. Основной идеей экспозиции является гармоничное сочетание природного и человеческого пространства, прообразом которого является традиционная культура ханты. В настоящее время в музее насчитывается более 3 000 экспонатов. С каждым зверем, с каждой птицей здесь связаны свои истории. Ни одно чучело не было сделано только ради пополнения экспозиции – либо это охотничий трофей, либо результат несчастных случаев. Есть звери, которые оказывались под колесами машины, есть птицы, которые попадали на электрические провода. И поскольку выставочной коллекции стало тесно в старом павильоне, администрация поселения выстроила новое музейное здание площадью более 700 квадратных метров. Скоро будет праздноваться новоселье. Трудно представить, что все эти многочисленные экспонаты изготовил только один человек – Александр Павлович Ядрошников, энтузиаст, любитель-таксидермист, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Талант мастера очевиден. В витринах и на подиумах – яркие и экспрессивные картинки природы. Казалось, вот взмахнет крыльями мудрая сова, и весь этот мир оживет!
Экология – с детства!
Среднестатистический посетитель детского сада в развитых странах умеет различать несколько сотен коммерческих логотипов и только несколько видов деревьев. Воспитанникам детского сада «Рябинка» в деревне Русскинская это не грозит. Креативное отношение к процессу экологического воспитания детей – визитная карточка этого дошкольного учреждения. Территория детского сада уникальна и неповторима: сформированы этно-экологический участок, центр огня и воды, спортивные и игровые площадки, солярий, поляна сказок, теплица, бассейны с живыми рыбками, нефтевышка и многое другое. Это совместное творчество 27 педагогов и 53 ребятишек. У них можно поучиться, как давать вторую жизнь старым вещам: как строительная каска превращается в божью коровку, а старые велосипеды – в садовые скульптуры. Все это помогает сформировать в детях бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость. В настоящее время в деревне строится новый современный детский сад на 95 мест. Верится, что и в новом здании для малышей будет создана теплая и уютная «зеленая» атмосфера.
В лесной тишине
Для дальнейшего развития этнографического и экологического туризма в Русскинской скоро будет пущен еще один объект – туристическая база школы-интерната. Она находится в нескольких километрах от деревни, в живописном месте на берегу реки. В основное время она будет использоваться для отдыха и экологического воспитания школьников. В каникулы, когда дети коренных народов Севера разъезжаются по стойбищам, – для приема туристов. В тишине и удалении от городской суеты можно почувствовать колорит югорской тайги, сходить с опытными сибиряками на охоту, рыбалку, собрать ягоды и грибы. Администрация поселка позаботилась о высоком уровне сервиса. В просторных домиках, построенных в северной стилистике, будет приятно и комфортно отдыхать. Предусмотрены столовая, холодильники для улова, источник питьевой воды. И есть самое ценное – чистейший воздух, гармония тишины, простора и первозданности.
Станислав Стадниченко: «Образование важно для любого ребенка»
Школа-интернат в Русскинской – пример того, каким должно быть современное учебное заведение. Здесь живут и учатся наравне с ребятами из поселка дети ханты, чье образование долгое время не считалось чем-то обязательным. Но времена изменились, и сегодня молодые представители северного народа выбирают свой путь, отличный от пути своих родителей. О том, хорошо это или плохо, рассуждает директор Русскинской школы-интерната Станислав Стадниченко.
– Станислав Александрович, расскажите, пожалуйста, об истории школы?
– В этом году мы будем отмечать 55-летний юбилей школы. Наше учебное заведение прошло долгий путь. Прежде чем обосноваться здесь, школа поменяла четыре здания. Последнее новоселье мы отпраздновали 7 сентября 2009 года. Кстати, во время торжественного открытия школы к забору подошел медведь и с любопытством наблюдал за церемонией. Наверное, это хороший знак.
Сегодня Русскинская школа-интернат – самое крупное учебное заведение такого типа в Сургутском районе. Я побывал во многих местах – поверьте, ничего подобного нигде нет. На нашу школу затрачены колоссальные усилия и средства – и теперь это настоящий дом для воспитанников. Сегодня у нас обучается 304 ребенка, из которых 160 человек живет в интернате круглосуточного пребывания.
– Каким образом дети добираются до школы со стойбищ?
– Два раза в год – в конце августа и начале июня – мы облетаем все стойбища на вертолете, чтобы собрать детей в школу или отвезти их к родителям. К сожалению, каждый раз нам выделяют только два полета, за которые можно вывезти не более 40 детей. Приходится обращаться за помощью к нефтяникам, которые очень нам в этом деле помогают. Некоторых учеников привозят в школу сами родители. Увы, в бюджете не предусмотрена достаточная сумма средств на доставку детей в учебное заведение.
– Ученики, которые приезжают сюда со стойбищ, отстают в учебе от своих поселковых сверстников?
– Когда-то наша школа-интернат справедливо получила статус «национальной». Впоследствии его заменили на «среднюю общеобразовательную». И я с этим никак не могу согласиться. Дети со стойбищ приезжают к нам абсолютно неподготовленные, часто они даже не знают русского языка. Приходится начинать их обучение с нуля. Большинство первоклассников совершенно не владеют необходимыми знаниями и навыками, которые осваивают их сверстники еще в детском саду. Однако к концу первого класса практически все воспитанники интерната умеют писать и читать. С хантыйскими детьми бывает сложно, но мы справляемся. Я считаю, что если ребенок не может усвоить материал, это не его вина. Спрашивать надо с учителя, которому было доверено его воспитание.
– Как быстро адаптируются дети вдали от своих родных угодий?
– Адаптация детей к местным условиям происходит где-то в течение полугода. Первоначально преподаватели-националы начинают обучение ребят на родном им хантыйском языке, только позже переходят на русский. Первое время мы стараемся облегчить жизнь детей в новых условиях: они больше гуляют, посещают различные музеи, бывают на экскурсиях. Мы специально селим ребят в одном блоке с их братьями, сестрами, чтобы они не сильно скучали на новом месте. Здесь они привыкают к санитарным условиям, к порядку.
К новой пище детям также приходится приспосабливаться. Если на стойбище ребенок ел сырое мясо, рыбу, ягоды, грибы, орехи, то в интернате ему очень сложно сразу перейти на сбалансированное пятиразовое питание. Раньше нам разрешалось готовить традиционную для ханты щуку, сегодня же меню составляется строго по санитарным правилам. Конечно, такой резкий переход на другие продукты – стресс для ребенка.
Бывает, что первое время первоклашки плачут и просятся домой, а иногда и родители приезжают, чтобы забрать своего ребенка. Я не имею права удерживать учеников в школе силой, но всегда разговариваю с их родителями, привожу доводы в пользу образования. Недавно ко мне приходил отец одного из мальчиков с претензией, что его сын уже не хочет быть оленеводом и жить на стойбище. Это, безусловно, тревожная тенденция – отказ от своих традиций. Но с другой стороны, образование необходимо: сейчас исконные земли ханты вовсю разрабатываются нефтяниками, которым, безусловно, выгодно диктовать свои условия. И для того
чтобы разговаривать с ними на одном уровне, разбираться в нюансах договоров, я считаю, девять классов образования просто необходимы. Сегодня родители это понимают и сами отправляют своих детей к нам.
Правда, есть еще одна сложность: начало учебного года совпадает с началом сбора дикоросов. В это время дети нужны на стойбищах, чтобы помогать родителям собирать ягоды, грибы, орехи. К нам даже поступали предложения начинать учебу с 1 октября. Однако такой график нарушает учебный процесс – ведь поселковые дети посещали бы школу так же, как и раньше, – с сентября. Но все-таки мы идем навстречу родителям и по их просьбе отпускаем детей на неделю-две заниматься традиционными промыслами.
– А какими дети приезжают со стойбищ обратно в школу? Не забывают то, чему их учили в течение года?
– Мы выдаем на лето обязательные задания, которые должны выполнять все ученики. Да и сами родители на стойбищах все равно пытаются каким-то образом обучать своих детей – с помощью палочек, косточек. С учебной программой наши воспитанники справляются. Если что-то не получается у ребенка, у нас всегда есть возможность позаниматься с ним во второй половине дня, объяснить непонятные темы, подтянуть его по каким-то предметам. Если все-таки ребенок не успевает, мы разрабатываем для него индивидуальную программу обучения. Сейчас запрещено оставлять детей на второй год, да и я считаю, что это не выход. Мы всеми силами стараемся стимулировать ребенка к получению знаний. Например, в этом году хантыечка, закончившая 10-й класс, получила от администрации Русскинской путевку в Грецию за успехи в учебе. После окончания школы нашим выпускникам я всегда советую получать высшее образование, чтобы возвращаться в свои угодья нужными специалистами – врачами, ветеринарами, зоотехниками. Знания никогда не бывают лишними.
– Вы говорите, что дети в интернате отвыкают «быть ханты». Реализуется ли у вас какие-то специальные программы, направленные на сохранение национальной культуры?
– Разумеется, наши программы дополнительного образования включают в себя работу в данном направлении. В школе-интернате мы развиваем практически все национальные виды спорта – метание тынзяна, хантыйскую борьбу, перетягивание палки и многие другие. Ученики занимаются в косторезной мастерской, плетут изделия из бисера, вышивают. Все картины, поделки, которыми украшены стены нашей школы, созданы руками детей.
Помимо этого, мы обучаем ребят охотоводству, рыболовству, оленеводству. У школы есть даже собственное стадо оленей в 70 голов. Дети несколько раз в год вылетают на угодья, расположенные в 80 км от поселения, и там учатся ухаживать за животными. Мы стараемся, чтобы они не забывали своих традиций.
В целом, в нашей школе очень хорошо организовано внеучебное время. Каждый год мы проводим спартакиады, вывозим детей на сплавы на три-четыре дня по местным рекам, часто выезжаем на различные экскурсии. Для этого у нас есть автобус для перевозки детей, палатки, спальные мешки, лодки, спортинвентарь – наше учебное заведение очень хорошо укомплектовано. За это хочется сказать спасибо главам района и поселения – Дмитрию Макущенко и Анатолию Прасолову.
Также здесь работает свой школьный музей. Часть экспонатов для него – чучела животных – нам передал их создатель Александр Ядрошников. Силами учеников в школе создан уголок памяти в честь Великой отечественной войны. Дети сами проводят экскурсии для гостей интерната, тем самым учатся общаться и презентовать себя и свою школу.
Недавно открыли собственное школьное лесничество. Для ханты лес – это их дом, поэтому они знают, что о нем надо заботиться. Наши лесники теперь высаживают деревья, следят за их сохранностью, патрулируют кромки леса в пожароопасные периоды. Дети у нас увлекающиеся, а мы стараемся это поощрять.
Гуляния на Божьей реке
В этом году 12 июня сельское поселение Русскинская отметила двойной праздник. Одновременно с Днем России жители деревни справили 35-летие со дня образования Русскинского сельского совета.
В яблочко? В тарелочку!
До конца не проснувшиеся, мы выходим из машины. Вокруг нас уже кипит жизнь: мужчины разного возраста все как один в камуфляже проверяют свои ружья, считают патроны, пристреливаются. Через несколько минут здесь нач- нутся соревнования по стендовой стрельбе среди местных жителей – первое мероприятие в праздничной программе. Как рассказывает один из участников, эти состязания начали проводиться здесь с тех пор, как главой Русскинской стал Анатолий Прасолов. Со временем его нововведение превратилось в хорошую традицию – каждый год на стрельбище собираются все желающие продемонстрировать свое умение обращаться с оружием.
После короткой пристрелки начинаются сами соревнования. Правила очень просты. Задача стрелка – сбить с шести разных позиций вылетающие из двух гнезд тарелочки, после чего сделать дубль – попасть в две мишени, выпущенные одновременно с обеих сторон. Далеко не всем участникам удается выбить хотя бы половину тарелочек. «В утку и с большего расстояния попадаешь, а тут мажешь постоянно», – смеются над собой стрелки и ссылаются на усилившийся ветер и несмазанные ружья. Итоги соревнований удивляют: прирожденные охотники – ханты – сдают свои позиции перед 19-летним русским пареньком Михаилом Швецом, удивившим результатом – 12 сбитых тарелочек из 14. Его отец, кстати, занявший здесь второе место, шутливо сетует, что за всю свою жизнь молодой человек «выстрелял» уже не одну машину – патроны сегодня стоят недешево.
Доплыл – уже хорошо!
Следующим пунктом в программе праздника значатся соревнования по гребле на обласах. На берегу реки Тром-Аган, что в переводе с хантыйского обозначает «Божья река», к нашему приходу уже собирается значительное количество народа. Среди участников замечаем уже знакомые лица тех, кто только что пробовал свои силы в стендовой стрельбе.
Сохранение культуры и национальных традиций стало главной причиной проведения гонок на воде в Русскинской. Ханты и манси, проживающие в сельском поселении, сегодня редко используют обласы – легкие лодки, выдолбленные из цельного куска дерева. Для молодых представителей коренных народов Севера гонки на национальных лодках такая же диковинная забава, как и для русского населения. Они предпочитают рассекать водную гладь рек и озер при помощи бензиновых моторов. Однако в Русскинской старинные обычаи забывать не желают. В этом году соревнования на обласах проводятся впервые, но тем больше желающих (и мужчин, и женщин) попробовать свои силы в этом виде гребли. В лодки с завидной регулярностью запрыгивают не только ханты и манси, но и другие жители многонациональной деревни. Сам облас – судно довольно неустойчивое, потерять в нем равновесие – плевое дело. Однако коренные жители Севера в управлении им демонстрируют недюжинную сноровку. Сидя на коленях и ловко загребая воду изогнутым веслом, то привставая, то приседая, спортсмены на юрких лодочках обходят вокруг установленного ориентира и возвращаются к финишу. Правда, некоторым совладать со своенравным обласом не удается. В итоге они завершают свое участие в гонках на середине трассы и в перевернутой лодке. Из воды горе-гребцов вылавливает лично Анатолий Прасолов, после чего под громкий смех и апплодисменты зрителей возвращает их, изрядно вымокших, на берег. «Спасенные» главой поселка спортсмены, оказавшись на устойчивой поверхности, особо не смущаются и тут же, даже не обсохнув, начинают яростно болеть за следующего искателя приключений.
Ближе к вечеру разноцветная и шумная толпа плавно перетекает к местному Дому культуры, где на площади уже начинается праздничный концерт. «Мы живем в замечательной стране с великой историей. Пусть мир и благополучие царят в ваших домах», – доносятся со сцены слова поздравления. Русскинская растворяется в теплом мареве летнего вечера.
Все круто ! Так держать