Русскинская
Содержание
Все страницыСтанислав Стадниченко: «Образование важно для любого ребенка»
Школа-интернат в Русскинской – пример того, каким должно быть современное учебное заведение. Здесь живут и учатся наравне с ребятами из поселка дети ханты, чье образование долгое время не считалось чем-то обязательным. Но времена изменились, и сегодня молодые представители северного народа выбирают свой путь, отличный от пути своих родителей. О том, хорошо это или плохо, рассуждает директор Русскинской школы-интерната Станислав Стадниченко.
– Станислав Александрович, расскажите, пожалуйста, об истории школы?
– В этом году мы будем отмечать 55-летний юбилей школы. Наше учебное заведение прошло долгий путь. Прежде чем обосноваться здесь, школа поменяла четыре здания. Последнее новоселье мы отпраздновали 7 сентября 2009 года. Кстати, во время торжественного открытия школы к забору подошел медведь и с любопытством наблюдал за церемонией. Наверное, это хороший знак.
Сегодня Русскинская школа-интернат – самое крупное учебное заведение такого типа в Сургутском районе. Я побывал во многих местах – поверьте, ничего подобного нигде нет. На нашу школу затрачены колоссальные усилия и средства – и теперь это настоящий дом для воспитанников. Сегодня у нас обучается 304 ребенка, из которых 160 человек живет в интернате круглосуточного пребывания.
– Каким образом дети добираются до школы со стойбищ?
– Два раза в год – в конце августа и начале июня – мы облетаем все стойбища на вертолете, чтобы собрать детей в школу или отвезти их к родителям. К сожалению, каждый раз нам выделяют только два полета, за которые можно вывезти не более 40 детей. Приходится обращаться за помощью к нефтяникам, которые очень нам в этом деле помогают. Некоторых учеников привозят в школу сами родители. Увы, в бюджете не предусмотрена достаточная сумма средств на доставку детей в учебное заведение.
– Ученики, которые приезжают сюда со стойбищ, отстают в учебе от своих поселковых сверстников?
– Когда-то наша школа-интернат справедливо получила статус «национальной». Впоследствии его заменили на «среднюю общеобразовательную». И я с этим никак не могу согласиться. Дети со стойбищ приезжают к нам абсолютно неподготовленные, часто они даже не знают русского языка. Приходится начинать их обучение с нуля. Большинство первоклассников совершенно не владеют необходимыми знаниями и навыками, которые осваивают их сверстники еще в детском саду. Однако к концу первого класса практически все воспитанники интерната умеют писать и читать. С хантыйскими детьми бывает сложно, но мы справляемся. Я считаю, что если ребенок не может усвоить материал, это не его вина. Спрашивать надо с учителя, которому было доверено его воспитание.
– Как быстро адаптируются дети вдали от своих родных угодий?
– Адаптация детей к местным условиям происходит где-то в течение полугода. Первоначально преподаватели-националы начинают обучение ребят на родном им хантыйском языке, только позже переходят на русский. Первое время мы стараемся облегчить жизнь детей в новых условиях: они больше гуляют, посещают различные музеи, бывают на экскурсиях. Мы специально селим ребят в одном блоке с их братьями, сестрами, чтобы они не сильно скучали на новом месте. Здесь они привыкают к санитарным условиям, к порядку.
К новой пище детям также приходится приспосабливаться. Если на стойбище ребенок ел сырое мясо, рыбу, ягоды, грибы, орехи, то в интернате ему очень сложно сразу перейти на сбалансированное пятиразовое питание. Раньше нам разрешалось готовить традиционную для ханты щуку, сегодня же меню составляется строго по санитарным правилам. Конечно, такой резкий переход на другие продукты – стресс для ребенка.
Бывает, что первое время первоклашки плачут и просятся домой, а иногда и родители приезжают, чтобы забрать своего ребенка. Я не имею права удерживать учеников в школе силой, но всегда разговариваю с их родителями, привожу доводы в пользу образования. Недавно ко мне приходил отец одного из мальчиков с претензией, что его сын уже не хочет быть оленеводом и жить на стойбище. Это, безусловно, тревожная тенденция – отказ от своих традиций. Но с другой стороны, образование необходимо: сейчас исконные земли ханты вовсю разрабатываются нефтяниками, которым, безусловно, выгодно диктовать свои условия. И для того
чтобы разговаривать с ними на одном уровне, разбираться в нюансах договоров, я считаю, девять классов образования просто необходимы. Сегодня родители это понимают и сами отправляют своих детей к нам.
Правда, есть еще одна сложность: начало учебного года совпадает с началом сбора дикоросов. В это время дети нужны на стойбищах, чтобы помогать родителям собирать ягоды, грибы, орехи. К нам даже поступали предложения начинать учебу с 1 октября. Однако такой график нарушает учебный процесс – ведь поселковые дети посещали бы школу так же, как и раньше, – с сентября. Но все-таки мы идем навстречу родителям и по их просьбе отпускаем детей на неделю-две заниматься традиционными промыслами.
– А какими дети приезжают со стойбищ обратно в школу? Не забывают то, чему их учили в течение года?
– Мы выдаем на лето обязательные задания, которые должны выполнять все ученики. Да и сами родители на стойбищах все равно пытаются каким-то образом обучать своих детей – с помощью палочек, косточек. С учебной программой наши воспитанники справляются. Если что-то не получается у ребенка, у нас всегда есть возможность позаниматься с ним во второй половине дня, объяснить непонятные темы, подтянуть его по каким-то предметам. Если все-таки ребенок не успевает, мы разрабатываем для него индивидуальную программу обучения. Сейчас запрещено оставлять детей на второй год, да и я считаю, что это не выход. Мы всеми силами стараемся стимулировать ребенка к получению знаний. Например, в этом году хантыечка, закончившая 10-й класс, получила от администрации Русскинской путевку в Грецию за успехи в учебе. После окончания школы нашим выпускникам я всегда советую получать высшее образование, чтобы возвращаться в свои угодья нужными специалистами – врачами, ветеринарами, зоотехниками. Знания никогда не бывают лишними.
– Вы говорите, что дети в интернате отвыкают «быть ханты». Реализуется ли у вас какие-то специальные программы, направленные на сохранение национальной культуры?
– Разумеется, наши программы дополнительного образования включают в себя работу в данном направлении. В школе-интернате мы развиваем практически все национальные виды спорта – метание тынзяна, хантыйскую борьбу, перетягивание палки и многие другие. Ученики занимаются в косторезной мастерской, плетут изделия из бисера, вышивают. Все картины, поделки, которыми украшены стены нашей школы, созданы руками детей.
Помимо этого, мы обучаем ребят охотоводству, рыболовству, оленеводству. У школы есть даже собственное стадо оленей в 70 голов. Дети несколько раз в год вылетают на угодья, расположенные в 80 км от поселения, и там учатся ухаживать за животными. Мы стараемся, чтобы они не забывали своих традиций.
В целом, в нашей школе очень хорошо организовано внеучебное время. Каждый год мы проводим спартакиады, вывозим детей на сплавы на три-четыре дня по местным рекам, часто выезжаем на различные экскурсии. Для этого у нас есть автобус для перевозки детей, палатки, спальные мешки, лодки, спортинвентарь – наше учебное заведение очень хорошо укомплектовано. За это хочется сказать спасибо главам района и поселения – Дмитрию Макущенко и Анатолию Прасолову.
Также здесь работает свой школьный музей. Часть экспонатов для него – чучела животных – нам передал их создатель Александр Ядрошников. Силами учеников в школе создан уголок памяти в честь Великой отечественной войны. Дети сами проводят экскурсии для гостей интерната, тем самым учатся общаться и презентовать себя и свою школу.
Недавно открыли собственное школьное лесничество. Для ханты лес – это их дом, поэтому они знают, что о нем надо заботиться. Наши лесники теперь высаживают деревья, следят за их сохранностью, патрулируют кромки леса в пожароопасные периоды. Дети у нас увлекающиеся, а мы стараемся это поощрять.
Все круто ! Так держать