Русскинская

Содержание

Все страницы

Станислав Стадниченко: «Образование важно для любого ребенка»

Школа-интернат в Русскинской – пример того, каким должно быть современное учебное заве­дение. Здесь живут и учатся наравне с ребятами из поселка дети ханты, чье образование долгое время не считалось чем-то обязательным. Но времена изменились, и сегодня молодые предста­вители северного народа выбирают свой путь, отличный от пути своих родителей. О том, хоро­шо это или плохо, рассуждает директор Русскинской школы-интерната Станислав Стадниченко.

– Станислав Александрович, расскажите, пожалуйста, об ис­тории школы?

– В этом году мы будем отме­чать 55-летний юбилей школы. Наше учебное заведение прошло долгий путь. Прежде чем обосно­ваться здесь, школа поменяла че­тыре здания. Последнее новосе­лье мы отпраздновали 7 сентября 2009 года. Кстати, во время торже­ственного открытия школы к забо­ру подошел медведь и с любопыт­ством наблюдал за церемонией. Наверное, это хороший знак.

Сегодня Русскинская школа-интернат – самое крупное учебное заведение такого типа в Сургут­ском районе. Я побывал во мно­гих местах – поверьте, ничего по­добного нигде нет. На нашу школу затрачены колоссальные усилия и средства – и теперь это настоящий дом для воспитанников. Сегодня у нас обучается 304 ребенка, из ко­торых 160 человек живет в интер­нате круглосуточного пребывания.

– Каким образом дети доби­раются до школы со стойбищ?

– Два раза в год – в конце ав­густа и начале июня – мы обле­таем все стойбища на вертолете, чтобы собрать детей в школу или отвезти их к родителям. К сожа­лению, каждый раз нам выделя­ют только два полета, за которые можно вывезти не более 40 детей. Приходится обращаться за помо­щью к нефтяникам, которые очень нам в этом деле помогают. Неко­торых учеников привозят в школу сами родители. Увы, в бюджете не предусмотрена достаточная сумма средств на доставку детей в учеб­ное заведение.

– Ученики, которые приез­жают сюда со стойбищ, отста­ют в учебе от своих поселковых сверстников?

– Когда-то наша школа-интер­нат справедливо получила статус «национальной». Впоследствии его заменили на «среднюю об­щеобразовательную». И я с этим никак не могу согласиться. Дети со стойбищ приезжают к нам аб­солютно неподготовленные, ча­сто они даже не знают русско­го языка. Приходится начинать их обучение с нуля. Большинство первоклассников совершенно не владеют необходимыми знания­ми и навыками, которые осваива­ют их сверстники еще в детском саду. Однако к концу первого класса практически все воспитан­ники интерната умеют писать и чи­тать. С хантыйскими детьми быва­ет сложно, но мы справляемся. Я считаю, что если ребенок не мо­жет усвоить материал, это не его вина. Спрашивать надо с учителя, которому было доверено его вос­питание.

– Как быстро адаптируют­ся дети вдали от своих родных угодий?

– Адаптация детей к местным условиям происходит где-то в те­чение полугода. Первоначально преподаватели-националы на­чинают обучение ребят на род­ном им хантыйском языке, толь­ко позже переходят на русский. Первое время мы стараемся облег­чить жизнь детей в новых услови­ях: они больше гуляют, посещают различные музеи, бывают на экс­курсиях. Мы специально селим ребят в одном блоке с их братья­ми, сестрами, чтобы они не сильно скучали на новом месте. Здесь они привыкают к санитарным услови­ям, к порядку.

К новой пище детям также приходится приспосабливать­ся. Если на стойбище ребенок ел сырое мясо, рыбу, ягоды, грибы, орехи, то в интернате ему очень сложно сразу перейти на сбалан­сированное пятиразовое питание. Раньше нам разрешалось готовить традиционную для ханты щуку, се­годня же меню составляется стро­го по санитарным правилам. Ко­нечно, такой резкий переход на другие продукты – стресс для ре­бенка.

Бывает, что первое время пер­воклашки плачут и просятся до­мой, а иногда и родители приезжа­ют, чтобы забрать своего ребенка. Я не имею права удерживать уче­ников в школе силой, но всегда разговариваю с их родителями, привожу доводы в пользу образо­вания. Недавно ко мне приходил отец одного из мальчиков с пре­тензией, что его сын уже не хочет быть оленеводом и жить на стой­бище. Это, безусловно, тревожная тенденция – отказ от своих тра­диций. Но с другой стороны, об­разование необходимо: сейчас исконные земли ханты вовсю раз­рабатываются нефтяниками, ко­торым, безусловно, выгодно дик­товать свои условия. И для того

чтобы разговаривать с ними на одном уровне, разбираться в ню­ансах договоров, я считаю, девять классов образования просто необ­ходимы. Сегодня родители это по­нимают и сами отправляют своих детей к нам.

Правда, есть еще одна слож­ность: начало учебного года сов­падает с началом сбора дикоро­сов. В это время дети нужны на стойбищах, чтобы помогать роди­телям собирать ягоды, грибы, оре­хи. К нам даже поступали предло­жения начинать учебу с 1 октября. Однако такой график нарушает учебный процесс – ведь поселко­вые дети посещали бы школу так же, как и раньше, – с сентября. Но все-таки мы идем навстречу роди­телям и по их просьбе отпускаем детей на неделю-две заниматься традиционными промыслами.

– А какими дети приезжают со стойбищ обратно в школу? Не забывают то, чему их учили в те­чение года?

– Мы выдаем на лето обяза­тельные задания, которые дол­жны выполнять все ученики. Да и сами родители на стойбищах все равно пытаются каким-то обра­зом обучать своих детей – с помо­щью палочек, косточек. С учебной программой наши воспитанники справляются. Если что-то не по­лучается у ребенка, у нас всегда есть возможность позаниматься с ним во второй половине дня, объ­яснить непонятные темы, подтя­нуть его по каким-то предметам. Если все-таки ребенок не успева­ет, мы разрабатываем для него ин­дивидуальную программу обуче­ния. Сейчас запрещено оставлять детей на второй год, да и я счи­таю, что это не выход. Мы всеми силами стараемся стимулировать ребенка к получению знаний. На­пример, в этом году хантыечка, за­кончившая 10-й класс, получила от администрации Русскинской пу­тевку в Грецию за успехи в учебе. После окончания школы нашим выпускникам я всегда советую по­лучать высшее образование, чтобы возвращаться в свои угодья нуж­ными специалистами – врачами, ветеринарами, зоотехниками. Зна­ния никогда не бывают лишними.

– Вы говорите, что дети в интернате отвыкают «быть ханты». Реализуется ли у вас какие-то специальные про­граммы, направленные на со­хранение национальной куль­туры?

– Разумеется, наши програм­мы дополнительного образования включают в себя работу в данном направлении. В школе-интерна­те мы развиваем практически все национальные виды спорта – ме­тание тынзяна, хантыйскую борь­бу, перетягивание палки и мно­гие другие. Ученики занимаются в косторезной мастерской, пле­тут изделия из бисера, вышивают. Все картины, поделки, которыми украшены стены нашей школы, созданы руками детей.

Помимо этого, мы обучаем ре­бят охотоводству, рыболовству, оленеводству. У школы есть даже собственное стадо оленей в 70 го­лов. Дети несколько раз в год вы­летают на угодья, расположенные в 80 км от поселения, и там учат­ся ухаживать за животными. Мы стараемся, чтобы они не забыва­ли своих традиций.

В целом, в нашей школе очень хорошо организовано внеучеб­ное время. Каждый год мы прово­дим спартакиады, вывозим детей на сплавы на три-четыре дня по местным рекам, часто выезжаем на различные экскурсии. Для это­го у нас есть автобус для перевоз­ки детей, палатки, спальные меш­ки, лодки, спортинвентарь – наше учебное заведение очень хорошо укомплектовано. За это хочется сказать спасибо главам района и поселения – Дмитрию Макущенко и Анатолию Прасолову.

Также здесь работает свой школьный музей. Часть экспо­натов для него – чучела живот­ных – нам передал их создатель Александр Ядрошников. Сила­ми учеников в школе создан уго­лок памяти в честь Великой оте­чественной войны. Дети сами проводят экскурсии для гостей интерната, тем самым учатся об­щаться и презентовать себя и свою школу.

Недавно открыли собственное школьное лесничество. Для хан­ты лес – это их дом, поэтому они знают, что о нем надо заботиться. Наши лесники теперь высажива­ют деревья, следят за их сохран­ностью, патрулируют кромки леса в пожароопасные периоды. Дети у нас увлекающиеся, а мы стара­емся это поощрять.

Комментарии к статье:

Все круто ! Так держать

 
Андрей   23:56 29.04.2013

Оставить комментарий