Русскинская
Содержание
Все страницыВ тайге – каждый день и всю жизнь
Сложно получить представление о быте коренных народов Севера, не совершив прогулку по этнографической тропе Русскинской. Над разработкой экологических маршрутов здесь еще трудятся, но для нас сделали исключение – предложили посетить стойбище, на котором проживают Сергей Васильевич Кечимов и его жена Капитолина Васильевна Тэвлина. Легкие на подъем, наши знакомые экологи и журналисты из Сургута и Ханты-Мансийска присоединились к нам. И все вместе мы постарались быть ненавязчивыми гостями другого мира. Сворачивая с асфальтированной промысловой дороги в тайгу, мы помнили слова главы поселения Анатолия Прасолова, что ханты – это люди обычая и веры, что они живут, пока их объединяет некая тайна жизни, которую знают лишь все свои. Не пытаясь заглянуть за границы дозволенного, мы шли за впечатлением и за краеведческими открытиями.
Мягко пружиня по ковру изо мха и ягеля, Сергей Кечимов вел нас по узкой, на ширину нарт, дороге. К себе – на стойбище. Еще полчаса назад, когда мы все вместе пили чай в администрации поселения, он выглядел немного другим: скромно сидел на краешке стула, смущено откликался на наши расспросы:
– Сколько километров до стойбища? За сколько дойдем?
– Немного и недолго, – отвечал он в соответствии со своей, национальной, теорией относительности. На таежной тропе в нем проснулось уютное чувство хозяина.
– Привыкать надо по тайге ходить, – снисходительно улыбался Сергей, наблюдая краем глаза за тем, как мы запыхались и едва поспеваем за ним.
Дорога петляла меж тонкостволых сосен. И, как назло, мох, переполненный влагой от прошедшего поутру дождя, чавкал под ногами. Но для нашего проводника эти четыре километра до стойбища были делом привычным, пустяковым. Если бы не мы, любопытные городские путники, которые то и дело спрашивали про каждую травинку оживающей тайги:
– А это что за цветочки розовые?
– Черника.
– А мох этот зелененький?
– Это ягель. Олени не любят высохший ягель, просто топчут. Едят только свежий. Выедают…
Знаний о тайге, об оленях у каждого ханты много – на целую жизнь.
Меж тем наша компания разбилась на два отряда. В одном из них оказались те, кто решил любой ценой не отставать от Сергея Кечимова, чтобы не прерывать попутной беседы. Обменивались незначительными фразами, а получалась, пусть и немного сбивчивая, но зато неоднотонная история.
Другие шли под покровительством Анатолия Прасолова. Несмотря на захваченный им карабин, дамы задорно и громко – для блуждающего по тайге медведя – распевали песни.
– Дядя Миша был недавно здесь, на стойбище, – Кечимов перешел на «тайный» язык, когда разговор коснулся священного зверя. – Этой весной из пятнадцати родившихся оленят осталось только четыре. Я ему сказал: «Моего оленя поймаешь – всего съешь, ничего не оставляй, чтоб не гнил». Но он иногда ногу оставит, иногда рога. Не слушается. И все равно лезет. Оленей гоняет – куда они бегут, туда и он за ними идет. Как-то собака начала лаять – вышел, оказывается, «дядя» подходил. Следы оставил…
У нашего хантыйского проводника зазвонил мобильный телефон. Слышно было, как жена Капа проворковала что-то на родном языке.
– Спрашивает, далеко ли мы.
– А SMS-ки читать умеете?
– Нет. Мало учился. Три класса. Но все забыл уже. Когда это было! Мне 56-й год пошел.
– А телевизор у вас есть?
– Нет. У Витьки есть. (прим. ред. – брат жены, живет рядом в своем доме с женой и тремя детьми). Он антенной ловит. Я не хочу телевизор, потому что если телевизор есть – ничего не сделаю. Когда захочу – у меня есть ноутбук, диск поставил, посмотрел. То же кино. В прошлом году мне сказали: «Купи компьютер. Сфотографируешь что-нибудь, потом скажешь в поселке – тебе переведут на компьютер». Я снимал на телефон, как священное место откопали. Скинули потом.
До стойбища было еще далеко, но вдали уже слышался неодобрительный собачий лай – идут чужие.
– Сколько вы тут уже живете?
– Пятый год.
– А в поселке жили?
– Там квартира у нас. Но мы в ней не живем, так, вещи храним. Заходим иногда. В поселке жизнь не идет. Покоя не дают. Пришли сюда – здесь спокойно.
– Пили в поселке? – догадываемся мы.
– Пил. Закодировался и забыл про это. Курить бросил, водку пить бросил. Я много курил. В последнее время две пачки в день было мало. Сигареты дома оставлю и чувствую, чего-то не хватает. Купил таблетки от курения, съел их – все равно не помогают. Потом мне сказали, что кодировка скоро приедет от курева. Думаю, хоть бы меня замком закрыли, только бы не курил. Шесть человек туда пошли. Врач-мужик говорит: «Три человека из вас будут курить, а трое не будут». Думаю, хоть бы от меня отошло. И с тех пор я не курил.
Вот так, за разговорами дошли до стойбища, доступ на территорию которого ограждал высокий, в семь жердей, кораль. Отшельнически серая, с маленькими окнами изба была покрыта рулонным толем – в тон со срубом и вытоптанной оленями землей. Раньше крыши обкладывали мхом или дерном, но сейчас это хлопотное занятие ханты подзабыли.
– Дом-то теплый? – недоверчиво стали выспрашивать мы хозяина.
– Да, – закивал Кечимов. Он подошел к причудливому лабазу на одной ножке, повернул его вправо-влево. – Крутится. Сам сделал. Один – Капе под продукты, второй – себе под инструменты.
Архитектурные каноны у хантов не менялись веками. Традиционный лабаз – это маленький домик на сваях, чтобы не залезали дикие звери. А тут такой дизайн! Избушка поворачивается, как в сказке, «к лесу задом, ко мне передом». Повертеть лабаз вслед за хозяином мы не решились: эти хозяйственные постройки не так просты, как кажутся. Иногда таится в них не мука и мясо, а что-то смутное, обережное: кости медведя или идолы. Сами ханты относятся к ним пре
дельно серьезно, не рискуют подходить к лабазам с наступлением сумерек… Не спрашиваем, почему. Нельзя – и все!
Зашли в дом. Как ожидалось, в нем только одна общая комната. Из обстановки – печка-«буржуйка», стол, традиционный настил- нары. Живут здесь вдвоем – Капа и Сергей. Капа хозяйничает по дому. Сергей следит за оленями. Когда-то он был исполнителем ритуальных песен в национальном самодеятельном коллективе «Вонтнэ – Таежница». Сейчас изготавливает для него традиционные национальные инструменты из дерева. Таких мастеров – наперечет.
Мы расположились у стола, а Капа выскочила из дома подгорячить воду в чайнике. Подбросила полено в огонь, присела на чурбан – сейчас закипит. У хантов дрова колет женщина. К основным женским занятиям относятся также воспитание детей, приготовление пищи, заготовка дров, шитье одежды. Гендерное разделение труда ведется со старины, считается вечным и нерушимым. Хантыйские мужчины в свое оправдание даже придумали пословицу: «Дрова рубить – людей смешить!»
Тем временем гости разделывали большую замороженную рыбину муксуна, которая водится в Оби и ее притоках. В тему посыпались вопросы о гастрономических пристрастиях обитателей дома.
– Чем обычно питаетесь? Что готовите?
– Рыбы у нас мало, да и на рыбалку далеко ходить. Покупаем в магазинах. Купил как-то рыбные фрикадельки в банке, думал, рыба… Макароны не покупаю – не люблю. Мясо едим только зимой. Оленя лучше забивать, когда у него мех гуще, толще, длиннее, с теплым подшерстком. Оленину обычно варим. Раньше это было охотничье место: лоси, белки – все водилось. Сейчас промыслового зверя стало меньше.
Кечимов заверил, что строганина – блюдо безопасное, так как муксун никогда не болеет. Кусочек рыбки плюс соль, перемешанная с молотым черным перцем, – и северный деликатес готов. Хозяева же угощались привезенной нами копченой колбасой и клубникой.
Пришли олени. С их появлением стойбище ожило. Олененок Ромка, свои первые месяцы проживший прямо в избе, первым делом подбежал к дверям. Потоптавшись у входа, сообразив, что сейчас не до него, олененок обидчиво мотнул головой и присоединился к старшим. У хантов не принято говорить, сколько оленей в стаде. Поэтому ни спрашивать, ни считать их мы не стали. Олени доверчиво подбежали к Капе и Сергею. К гостям – только из-за лакомства (комбикорма с солью). Чувствовалось, что существует какое-то древнее родство между оленями и хантами, что какая-то сила сближает их и дает им божью помощь жить вместе на этой земле.
Олени поели, покрутились у загона, дали нам возможность сфотографироваться и снова вырвались на свободу.
Пора и нам. Обратно идти быстрее – лес стал приветливей, говорливей. На прощанье завязали цветные ленточки на молодой березке, загадали желание и поехали домой. Пелена непредсказуемого и случайного рассеялась…
Все круто ! Так держать