Русскинская
Содержание
Все страницыАнатолий Прасолов: «Пока есть олени, ханты будут жить»
В деревне Русскинской нас встречает Анатолий Владимирович Прасолов – глава сельского поселения. Деятельный, гостеприимный, легкий в общении, надежный. Держится просто и спокойно, говорит ясно и убедительно. По-житейски мудрец и настоящий хозяин.
– Анатолий Владимирович, как живет Русскинская?
– Здесь проживает более 1 768 человек, 866 из них – коренные малочисленные народы Севера. В основном это оленеводы, которые расселены на 260 стойбищах. В общей сложности они содержат около 8 000 оленей. Раньше это была территория поселения, но после вступления в силу 131 Федерального Закона и внедрения поселенческой модели местного самоуправления в ХМАО-Югре, стала межселенной территорией, которая на сегодняшний день, на мой взгляд, не контролируется никем – ни федеральными, ни региональными, ни муниципальными властями. В связи с этим возникло много проблем. Например, с регистрацией. Раньше у КМНС была прописка: «деревня Русскинская, стойбище». Сейчас необходима адресная прописка – с указанием населенного пункта, улицы, дома и квартиры. Избушка или чум, по закону, не являются жильем, прописывать в них людей мы не имеем права. А если нет прописки, как нам регистрировать родившихся детей, как оформлять материнский капитал? Автоматически оленеводы лишаются любых видов пособий, которые выплачиваются по линии социальной защиты. Административный тупик! Проблема не в том, что у нас забрали территорию, а в том, что не оставили полномочий по работе с КМНС. А какой чиновник пойдет по тайге, по болотам, по бездорожью разбираться с частной проблемой оленевода?
– Фактически администрация поселения все равно держит все проблемы КМНС на контроле?
– Ханты по традиции приходят к главе поселения с любой проблемой. Куда им еще идти? Что нам делать в таких случаях: отказать в помощи, потому что нет полномочий? Мы даже были вынуждены сохранить две ставки в отделе Севера, потому что надо помогать коренному населению.
– С какими вопросами они к вам обращаются?
– Это контроль над выполнением договоров и экономических соглашений с нефтяниками, ведение документации и реестра, утверждение глав семей, получение компенсации за использование земель – горюче-смазочных и строительных материалов, спецодежды, предоставление вертолетного и автомобильного транспорта для завоза продуктов питания на стойбища. В жизни хантов много проблем, некоторые их них, правда, они создают себе сами. Например, зимой они все отправляются на охоту за дикими оленями. Хантов ловит полиция за браконьерство, а наша администрация ездит их вызволять. Мы не раз обращались к предыдущему правительству ХМАО-Югры с просьбой упорядочить выдачу лицензий на отстрел дикого северного оленя КМНС, потому что они все равно туда ездят – с охотничьим билетом или без. Нам отвечают, что на территории округа нет воспроизводства популяции дикого северного оленя, охота запрещена. Раньше были льготные лицензии на отстрел медведей и лосей, мы их выдавали особенно отличившимся хантам. Сейчас – в порядке общей очереди. Зарегистрировался оленевод в Интернете, увидел, что он в списке двухтысячный, плюнул на все и поехал охотиться без лицензии…
– Как сказалось на жизни жителей тайги закрытие пунктов приема ягод, пушнины и других видов традиционного промысла?
– Народ умеет приспосабливаться к новым условиям жизни. Ханты выходят на федеральную трассу и продают проезжающим и рыбу, и ягоды, и чучела. Из-за этого возникают проблемы с ГИБДД. Чтобы изменить условия для реализации продукции, мы создали «Национальное предприятие КМНС», учредители которого – коренные жители. В 2010 году Дума Югры приняла закон о факториях, которые должны помогать развитию системы заготовки и сбыта продукции, произведенной коренными народами, обеспечивать их работой, продуктами питания, техникой, необходимой в хозяйстве. Но закон фактически не работает. Никто не знает, что делать.
– В Ханты-Мансийске открывается линия по переработке дикоросов…
– Все упирается в расценки. Условно говоря, там будут принимать ведро ягод за 300 рублей, а на трассе за него дают 600… Сейчас для хантов это основной доход.
– На Ваш взгляд, живут ли по законам предков современные ханты? Как на них влияет цивилизация?
– Я присутствовал на всякого рода конференциях по проблемам КМНС. Все говорят об утере коренными жителями родного языка. Я говорю: «Приезжайте на стойбища, они все там говорят на хантыйском». Я с этим народом уже больше двадцати лет. Вижу, как они относятся к переменам: есть цивилизация – хорошо, завтра ничего не будет – они вернутся к образу жизни предков. Они знают, как ставить капканы, как делать стрелы, как ездить на оленях. А пока есть олени, они будут жить, только олени вымрут – все! Поэтому правительство ХМАО-Югры старается, чтобы на стойбищах сохранялись стада. За каждую важенку (самку оленя) округ выплачивает 600 рублей в год. Ветеринарная служба поставлена хорошо. Нефтяные компании закупают комбикорм и раздают по стойбищам для прокорма оленей.
– А как обстоят дела с сохранением религиозных традиций хантов?
Деревня Русскинская расположена на севере Сургутского района ХМАО-Югры, на месте хантыйского стойбища Русскиных, откуда и пошло название деревни. Тром-Аганский сельский совет был создан в 1926 году, а в 1978 году переименован в Русскинской на основании решения облисполкома, а с 2006 года получил наименование «сельское поселение Русскинская». На территории находится более 50 нефтяных месторождений. |
– Они чтят свою веру, до сих пор большая часть из них остается язычниками. На стойбищах у них есть святые нарты, они совершают свои обряды. Но у нас есть проблема – пятидесятники. Уже более 70 семей вошли в эту секту. В 1993 году здесь был фестиваль финно-угорских народов. Я предупреждал тогда, что канадские миссионеры раздавали хантам листовки и книги, но никто не обратил на это внимание. Позже в Нижневартовске была создана мощная организация, откуда стала проводиться агитационная работа. Пока как такового вреда нет, кроме того, что ханты отходят от своей веры. Наоборот, они завязали с алкоголизмом, табакокурением, ходят с колясочками чисто и опрятно одетыми. А пьянство среди коренного населения одно время начало принимать угрожающий размах. Мы начали с того, что стали забирать снегоходы и ставить их на штрафстоянку, если водитель пьян. К тому же, сейчас 15% коренного населения имеют свои автомобили. Им пить нельзя…
– Как Вы считаете, может у вас в Русскинской развиваться этнографический туризм?
– Я противник того, чтобы массово приглашать туристов на стойбища. Приведу пример: к нам приезжала съемочная бригада телепрограммы «Галилео» для того, чтобы подготовить сюжет о быте коренных народов. Снимали три дня. После этого ханты сказали, чтобы мы их больше не привозили. У оленевода каждодневная большая работа. Он следит за оленями, в сутки «наматывает» пешком или на лыжах по 20- 30 километров. Женщины шьют одежду, вышивают, пекут хлеб. Приедут туристы – будут мешать. Если сделать какие-то импровизированные стойбища, то я согласен. Есть этнографические тропы, мы можем показать традиционные способы охоты и рыбалки народов ханты. А на стойбища? Там свой уклад жизни, свои секреты и обычаи. Нельзя вторгаться в этот мир.
Все круто ! Так держать