Вопрос-Ответ

– Что делается недропользователями по сокращению объемов сжигания попутного газа?

– Проверками, проводимыми Управлением, установлено, что большинством лицензионных соглашений, выданных в 1990-х – начале 2000-х годов, требования по использованию ПНГ ограничивались общими, неконкретными формулировками, позволяющими предприятиям осуществлять сжигание ПНГ на факельных установках. Например, такими: « ...предприятие обязано оказывать наименьшее негативное воздействие на окружающую среду» или «…сжигание попутного газа должно осуществляться на основании обоснованных нормативов, согласованных в установленном порядке…» (ОАО «Нефтебурсервис», ООО «Валюнинское», СП «Варьеганнефть» и др.).  Многие лицензионные соглашения не содержат требований по оснащению приборами учета добываемого, используемого попутного газа.
При отсутствии приборов учета, оценка количества сожженного попутного нефтяного газа производится расчетным путем, исходя из утвержденного газового фактора, посредством расчета разницы между добытым газом и объемом его использования, включая технологические потери.

Вышеуказанные факты не позволяют, на сегодняшний день, предъявлять к предприятиям жесткие требования по повышению эффективности использования ПНГ.

В настоящее время обязанности предприятий по установлению конкретных показателей сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы (в размере не более 5% от объема добытого попутного нефтяного газа) определены постановлением Правительства РФ от 08.01.2009 №7  «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках».

Основные направления использования ПНГ на предприятиях ХМАО-Югры: использование на собственные нужды в виде топлива для котельных, нагревательных печей  и газотурбинных установок для локального обес-печения электроэнергией и теплом производственных площадок и вахтовых поселков месторождений, поставка на газоперерабатывающие предприятия округа.

В рамках проводимых недропользователями мероприятий по повышению эффективности использования попутного нефтяного газа, нефтегазодобывающие компании вводят в эксплуатацию компрессорные станции, газовые турбинные электростанции (ГТЭС) и переходят на полное самостоятельное обеспечение объектов собственных мес-торождений электроэнергией.

 
– Возможно ли продлить сроки выполнения предписания, выданного Росприроднадзором? Каков порядок такого продления?

– Продление сроков выполнения предписаний, выдаваемых Росприроднадзором или его территориальными органами, согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 15.11.2009 № АА-09-34, не предусмотрено. Кроме того, истечение срока исполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, является основанием для проведения внеплановой проверки. В случае выявления факта неисполнения в срок выданного предписания, возбуждается дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, направляется для рассмотрения мировым судьям, после чего выдается новое предписание.

 
- Изменился ли порядок паспортизации опасных отходов?

- В соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 №780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2010 №283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №717» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы осуществляют полномочия по проведению работы по паспортизации (в том числе выдавать свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды и согласовать паспорта отходов I-IV классов опасности).

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.12.2010 года №441 «Об организации работы по паспортизации отходов I-IV класса опасности» территориальным органам Росприроднадзора необходимо обобщать и систематизировать сведения о видах отходов и их классификационных признаках, содержащиеся в информации, представляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в процессе деятельности которых образуются отходы, готовить предложения по включению видов отходов в Федеральный классификационный каталог отходов.

Из вышеуказанного приказа следует, что деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по паспортизации отходов I-IV класса опасности, является актуальной и порядок паспортизации на сегодняшний день остается прежним, разработанным в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Паспортизация отходов I-IV класса опасности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалах отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

 
– Подскажите, пожалуйста, в какие сроки должны согласовываться паспорта отходов и выдача свидетельства о классе опасности отходов, не включенные в ФККО?

– Порядок работ по паспортизации отходов, в том числе и не внесенных в ФККО, определен приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 17.08.2007 №9996) (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3.6 Порядка по материалам заявителя, указанным в пункте 3.1.2 (по видам отходов, не внесенных в ФККО) настоящего Порядка, территориальный орган после проверки их комплектности и достоверности обеспечивает в 15-дневный срок со дня их регистрации представление 2-го комплекта материалов (на бумажном носителе и в электронном виде) в Росприроднадзор для организации проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды.

Согласно пункту 3.7 Порядка Росприроднадзор организует рассмотрение материалов, представленных территориальными органами, и направляет их для проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды и их идентификации в ФГУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (далее – ФГУ «ФЦАО»).

В соответствии с пунктом 3.8. Порядка по результатам проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды, проведенной ФГУ «ФЦАО», Росприроднадзор направляет в территориальный орган не позднее чем в 45-дневный срок с момента получения указанных материалов информацию о результатах проведения проверки обоснованности установления класса опасности для окружающей природной среды (о подтверждении или неподтверждении классов опасности отходов для окружающей природной среды отходов, не зарегистрированных в ФККО), идентификации отходов для выдачи территориальным органом свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды либо об отказе в подтверждении класса опасности для окружающей природной среды.

Согласно пункту 3.9. Порядка территориальный орган в 10-дневный срок с момента получения информации от Росприроднадзора  уведомляет заявителя и обеспечивает выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласование паспортов опасных отходов либо направляет заявителю уведомление об отказе в выдаче свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода с указанием причин отказа.

Исходя из изложенного, полный срок рассмотрения материалов по проверке обоснованности установления классов опасности отходов (не внесенных в ФККО) для окружающей среды составляет 70 дней (без учета срока рассмотрения указанных материалов ФГУ «ФЦАО»).

 
– Наше предприятие занимается торговлей, у нас есть договоры на вывоз и переработку отходов. Зачем мы должны заполнять форму 2-ТП (отходы)?

– В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Исходя из вышеизложенного, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, вне зависимости от вида основной деятельности и наличия договоров на вывоз и переработку отходов обязаны представлять указанную отчетность в установленные сроки.

 

Задать вопрос