РЕШЕНИЕ межведомственного совещания «Организация межведомственного информационного обмена данными об объектах негативного воздействия на окружающую среду. Проблемные вопросы переработки отходов нефтедобычи на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

 

 

23 ноября 2011 года г. Нижневартовск

1. Участники совещания отмечают, что в настоящее время деятельность государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, существляющая государственный экологический контроль федерального и регионального уровня, выполняется при отсутствии должного информационного взаимодействия между ними. Обмен необходимыми для работы сведениями производится на бумажных носителях, требует больших дополнительных временных и людских затрат. В результате контрольные органы не имеют необходимой информации, что приводит к снижению результатов работы.

Особую актуальность данная проблема приобретает в рамках перехода органов государствен ной власти и местного самоуправ ления с 01.01.2012 на оказание государственных и муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Вследствие этого органам власти в процессе исполнения государственной услуги придется организовать получение всей необходимой информации в рамках взаимного информационного ресурса. Требуютсяединые подходы к автоматизации процессов обобщения большого объема информации в целях прогноза развития ситуации.

Вместе с тем, формирование интегрированных банков данных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в масштабе автономного круга требует значительных организационных и материальных затрат, в том числе на обеспечение требуемой криптозащиты передаваемой информации (в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»). С учетом этого предлагается рассмотреть  централизованное решение данного вопроса в рамках скоординированной деятельности при службе Главного федерального инспектора (ГФИ) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре аппарата полномочного представителя Президента России в УрФО.

Участники совещания отмечают, что первым этапом работы по формированию интегрированного информационного ресурса может стать обобщенный реестр источников негативного воздействия на окружающую среду с нанесением их на картографическую основу и описанием основных характеристик источников.

В настоящее время на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры учет объектов негативного воздействия возложен на Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре и Департамент экологии Югры (в зависимости от контрольной подведомственности предприятий). Вместе с тем, до настоящего времени отсутствие единых системных подходов к организации данной работы не позволяло осуществлять ее на достаточно эффективном уровне. Так, Управлением Росприроднадзора не завершена работа по регистрации объектов негативного воздействия на окружающую среду с ведением Реестра и выдачей выписки из него для природопользователей. Отсутствие сведений об объектах негативного воздействия на окружающую среду (федерального, регионального и  муниципального уровней контроля) не позволяет проводить анализ платежей за негативное воздействие на территории округа, что существенно снижает объем денежных средств, зачисляемых в бюджеты всех уровней на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Отсутствие единых подходов к формированию программно-аппаратных комплексов для нормирования негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду приводит к рассогласованности в принятии управленческих решений в сфере экологической безопасности. Представляется оправданным рассмотреть вопрос об унификации используемых программных продуктов как органами власти, так и природопользователями на основе единых методологических подходов.

2. Серьезную актуальность представляют также вопросы переработки отходов нефтедобычи на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Так, за последнее время в ходе буровых работ нефтегазовых компаний в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре пробурено около 100 000 км проходки. Предприятия ТЭК, по официальным данным, ежегодно нарушают до 30 тысяч га земель, выбрасывают в атмосферу ежегодно более 2,5 млн тонн загрязненных веществ, сжигают на факелах около 6 млрд м3 попутных газов, оставляют неликвидированными тысячи амбаров с буровым шламом, забирают около 740 млн м3 пресной воды.

Несвоевременная ликвидация шламовых амбаров является одним из основных по значимости факторов загрязнения и нарушения земель. Так, по имеющимся данным на территории Нижневартовского района этих сооружений построено более 5 тысяч, из которых 1,5 тысячи оставлены без рекультивации, а 3 тысячи – без необходимой гидроизоляции. Несвоевременные обработка и утилизация отходов бурения часто приводят к тому, что применение существующих технологий очистки и нейтрализации становится невозможным. В результате значительные объемы отходов захораниваются часто без предварительной физико-химической обработки.

В результате этого сказывается негативное воздействие на  окружающей среде путем ее загрязнения такими веществами, как свинец, хлориды, ртуть, нефтепродукты и др. Показатели концентрации превышают фоновые и в ряде случаев предельно допустимые (ПДК) концентрации от 5 до 3000 раз. Этого вполне достаточно, для того чтобы привести к необратимым негативным изменениям окружающей среды. Следствием этого является существенное изменение гидро- и биосферы, уменьшение популяции и исчезновение видов растений и животных. Значительный вред наносится здоровью населения, проживающего на территориях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В связи с этим задачей всех органов власти и предприятий ТЭК округа должен стать массовый переход на использование в нефтедобыче технологий, отвечающих требованиям наилучших
из существующих технологий. Сегодня в нефтяной отрасли, как ни в одной другой отрасли российской промышленности, осуществляется масштабное  недрение современных мировых технологий в сферах добычи и транспортировки сырья. При этом хотелось бы, чтобы в процессе выбора вопросы экологичности применяемых технических процессов занимали бы одно из приоритетных мест наряду с традиционной константной «стоимость – эффективность». Задача органов власти в этом вопросе – дать четкие ориентиры предприятиям; показать, в каком направлении будет развиваться государственная политика в вопросах охраны окружающей среды; обеспечить ясные и равные для всех участников рынка условия для ведения  хозяйственной деятельности.

С учетом изложенного, участники совещания

РЕШИЛИ:

1. Утвердить проект соглашения об информационном обмене.

2. Руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов  егиональной власти автономного округа:

  • рассмотреть вопрос целесообразности формирования территориальной информационной системы (ТИС). В срок до 5 декабря 2011 года представить в адрес Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре обоснованные  редложения по формированию экологического сегмента ТИС с учетом состоявшегося обсуждения вопроса;
  • в срок до 10 декабря 2011 г. направить ГФИ по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре аппарата полномочного представителя Президента России в УрФО предложения о порядке  сполнения положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части организации обмена информацией и формирования единого информационного ресурсов.

3. В соответствии с положениями Федерального закона  оссийской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в срок до 1 января 2012 г. разработать и до 15 февраля 2012 г. утвердить регламент взаимного обмена информацией при исполнении государственных функций в вопросах, отнесенных к сферам экологической безопасности и природопользования.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры рассмотреть вопрос о включении информации органов экологического контроля муниципальных образований в структуру ТИС.

5. Рекомендовать Департаменту информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с ОАО «СибНАЦ»  рассмотреть информацию органов власти о формировании экологического сегмента ТИС, в установленном порядке изучить вопрос разработки   регламента информационного обмена и формирования функционального блока «Экобезопасность Югры».

6. В срок до 10 декабря 2011 г. рассмотреть ход работы по формированию экологического сегмента ТИС на расширенном служебном совещании с участием руководителей территориальных и  региональных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

7. Рекомендовать департаменту экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных  отношений Ханты-Мансийского авто номного округа – Югры совместно с Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре изучить возможность использования единых программно-аппаратных комплексов в сфере нормирования, учета и анализа негативного воздействия на окружающую среду.

По итогам работы принять согласованное решение о внедрении данного комплекса. 8. Рекомендовать  предприятиям-недропользователям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: – при направлении материалов в органы государственной власти использовать возможности электронного документооборота; – изучить возможность внедрения программных комплексов для учета негативного  оздействия, адаптированных для совместного использования с программами органов власти и управления.

Оставить комментарий