Доклад об итогах работы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу в 2010 году

Значительный рост показателей работы

В 2010 году Управление выполняло работу в сфере экологического контроля, обеспечивая высокую эффективность выявления, пресечения и профилактики правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении природопользования.

Рост основных показателей контрольно-надзорной деятельности по сравнению с показателями 2009 года свидетельствует о значительной активизации работы Управления в области охраны окружающей среды. Это связано, прежде всего, со значительным увеличением в отчетном периоде количества проверочных мероприятий и размеров штрафных санкций за ряд экологических правонарушений.

Основные виды нарушений, выявленные в ходе проверок:

1. Невыполнение условий лицензионных соглашений.

2. Несоблюдение сроков ввода месторождений в промышленную разработку.

3. Нарушение сроков начала ведения и невыполнение объемов геологоразведочных работ.

4. Невыполнение проектных уровней добычи УВС.

5. Невыполнение проектных решений в части требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов.

6. Пользование недрами без лицензии.

7. Использование земельных участков без правоустанавливающей документации.

8. Невыполнение обязательств по рекультивации нарушенных земельных участков.

9. Загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами, захламление производственными и бытовыми отходами.

10. Занижение объемов выбросов, сбросов и размещаемых отходов в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду.

11. Предоставление недостоверных данных в статистической отчетности по формам 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух).

12. Отсутствие согласованных в установленном порядке паспортов отходов I-IV классов опасности.

В 2010 году Управление проводило расчеты ущерба, причиненного объектам окружающей среды, и принимало меры по его возмещению. Общая сумма рассчитанного ущерба составила 2 миллиона 29 тысяч рублей. Управление направило предприятиям предложения о его добровольном возмещении.

«Горячие экологические точки»

В 2009 году Управление в соответствии со списком «горячих экологических точек», выделенных Минприроды России на территории субъектов Российской Федерации, проанализировало информацию предприятий, эксплуатирующих объекты, которые признаны такими «точками» и расположены на территории автономного округа. Управление, учитывая критерии отнесения подконтрольных объектов к указанной категории, прописанные во Временных рекомендациях, выявило, что часть данных не соответствует действительности.

В ряде «точек» имели место аварийные ситуации, последствия которых были ликвидированы в течение нескольких суток. На территориях, загрязненных нефтепродуктами в результате некатегорийных отказов трубопроводов, предприятия рекультивировали нарушенные земельные участки.

Новые полномочия Управления

С 30 сентября 2010 года Управление приступило к реализации функций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, обращения с отходами и государственной экологической экспертизы (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 №717). В рамках совместного приказа Ростехнадзора и Росприроднадзора от 29.09.2010 №975/282 Управление приняло все необходимые меры для обеспечения непрерывности и эффективности реализации переданных полномочий.

Вместе с тем в течение IV квартала Управление было вынуждено в оперативном порядке доставлять расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007, 2008 годы и I-II кварталы 2010 года и проводить сверку с плательщиками. Таким образом, Управление выполняло работу, которую специалисты Ростехнадзора должны были закончить до передачи своих функций Росприроднадзору.

Основные проблемы в работе Управления

Анализ итогов работы в 2010 году позволяет выделить следующие важнейшие проблемы в сфере экологического контроля:

1. Несовершенство нормативного правового регулирования: отсутствие утвержденных методик определения размера вреда отдельным компонентам окружающей среды, ряда административных регламентов по реализации установленных функций и т. д. По некоторым вопросам законодательная база либо существенно устарела и практически неприменима (например, по вопросам рекультивации ранее нарушенных земель), либо отсутствует вовсе (порядок ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных отходов).

2. Неопределенность в вопросе возможности применения Росприроднадзором и его территориальными органами нормативных актов, утвержденных Минприроды России и Ростехнадзором и регламентирующих реализацию переданных функций.

В настоящий момент данные проблемы решаются в установленном порядке в центральном аппарате Росприроднадзора и Минприроды России.

Планы на будущее

Учитывая итоги 2010 года, на 2011 год Управление поставило перед собой следующие приоритетные задачи:

  • выполнение плана контрольно-надзорной деятельности на 2011 год;
  • контроль за безусловным исполнением природопользователями обязательных предписаний, постановлений и представлений, выданных по результатам контрольно-надзорной деятельности;
  • оптимизация реализации переданных от Ростехнадзора полномочий в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, обращения с отходами и государственной экологической экспертизы;
  • усиление работы с субъектом по переданным полномочиям и взаимодействие при проведении проверок;
  • обеспечение работы «телефона доверия», тесное взаимодействие с общественностью и СМИ.

 

Оставить комментарий