Призвание

Призвание

Как связаны эпоха и наша судьба? Остается ли профессия геолога, как и прежде, овеянной романтикой? Мечтают ли современные дети отправиться «за туманом и за запахом тайги»? Эти вопросы мы адресовали старшему преподавателю кафедры геологии и петрографии Тюменского государственного нефтегазового университета Алевтине Малых, которая более 25 лет посвятила юношескому геологическому движению. Это было масштабное и во многом уникальное явление для нашей большой страны, сформировавшее целую систему подготовки юных геологов с ученической скамьи. Школьники принимали участие в районных и областных конкурсах по геологии, а наиболее одаренные выезжали на региональные и союзные слеты и олимпиады. К участию в них привлекались дети из всех союзных республик, городов и сел. Алевтине Григорьевне посчастливилось застать то время, когда движение юных геологов было на пике популярности. В ее архиве – сотни фотографий со слетов, экспедиций, олимпиад. На них она всегда в окружении детей, объединенных одной мечтой – стать геологами, проложить новые маршруты, открыть тайны недр.

В детское геологическое движение Алевтина Григорьевна влилась в 1985 году, как руководитель кружка «Юный геолог» в тюменской школе №40. «Боевое» крещение ее воспитанники прошли на Всесоюзном слете юных геологов в Уфе в 1987 году. Чернобелая коллективная фотография, сохранившаяся с тех времен, запечатлела участников трех команд – тюменской, свердловской и эстонской. В то время Всесоюзные слеты юных геологов проводились, как правило, раз в три года и посвящались какой-нибудь крупной дате из жизни государства. В 1990 году слет состоялся в Киеве, и в его названии последний раз фигурировало слово «всесоюзный». С 1993 года слеты начали именоваться Всероссийскими и стали проходить в разных городах страны – Миассе, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Уфе, Красноярске, Таганроге. Тюменская команда не пропустила ни одного из них!

Среди «Юных геологов» – ребята разного возраста: ученики младших классов изучают породы и минералы, старшеклассники – радиометрию и палеонтологию. Как видим, это отнюдь не развлекательный формат обучения, это первые шаги в геологию. Алевтина Григорьевна и ее единомышленница – учитель географии Тамара Анатольевна Бабайцева – проводят не только кабинетное обучение, но и организуют полевую практику, занятия в институтских лабораториях. И поскольку Тюменская область – местность, закрытая в геологическом отношении: древние породы перекрыты здесь мощной толщей четвертичных  отложений, для изучения и описания обнажений кружковцы выезжают в окрестности Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Сухого Лога. Благодаря сотрудничеству с геологическими организациями Тюмени, ребята имеют возможность проводить исследования в кернохранилищах. Летом проводятся практические занятия по гидрологии: кружковцыизмеряют скорость теченияреки и расход воды, моютшлихи. Когда нужно проводить работу с образцами и разрезами, изучать геологические карты, Алевтина Григорьевна приглашает ребят на кафедру геологии и петрографии. Ее коллеги не оставляют юных геологов без внимания – консультируют при подготовке к геологическим олимпиадам, проводят отборочные соревнования перед слетами. Неслучайно тюменская команда всегда выделяется среди других участников высоким уровнем знаний и, как правило, занимает призовые места. На слетах основной упор делается на соревнования по практическим приемам работы геолога. К примеру, есть состязание по прохождению геологического маршрута, когда каждая команда проходит путь по заранее заданному плану и описывает характеристики местности по ходу движения. В зачет идут время, точность прохождения и качество составленного отчета. Кроме этого, проходят соревнования по технике шлихования, минералогии, радиометрии, гидрологии, по построению геологических разрезов. Словом, от участников требуют весьма серьезных научных познаний.

Соревнование по шлиховому анализу на Азовском море

В 90-х годах, когда победителям вручались не только дипломы и почетные грамоты, но и рекомендации для поступления в вузы на геологическую специальность, сразу три юных геолога из Тюмени получили приглашение поступить без экзаменов в МГУ. Среди них была и дочь Алевтины Григорьевны – Ольга. Она также избрала делом своей жизни науку. Очевидно, сама академическая среда воспитывает в кружковцах будущих ученых: они пытаются самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи. Становясь студентами, они легко адаптируются в вузе, уже с первого курса приглашаются для работы в научных лабораториях. С особой гордостью Алевтина Григорьевна рассказывает о своих учениках – студентах ТюмГНГУ Павле Смирнове и Лидии Семочкиной, которые продолжают свой путь в науку теперь уже под руководством выдающегося советского и российского ученого, члена-корреспондента РАН Ивана Ивановича Нестерова. Павел занимается изучением кремнистых пород Тюменской области, Лидия исследует тяжелые нафтеновые бальнеологические нефти Ван-Еганского месторождения ХМАО-Югры. Кстати сказать, Павел, несмотря на занятость, помогает своим наставникам – занимается со старшеклассниками.

В настоящее время кружок базируется при Областном центре дополнительного образования детей и молодежи «Пионер». Официальный статус необходим для организации и финансирования поездок детей в другие города на олимпиады и слеты.

  • А.Г. Малых в 1967 году окончила Свердловский горный институт по специальности «Геологическая съемка и поиски месторождений полезных ископаемых». Ей посчастливилось работать старшим научным сотрудником в знаменитом ЗапСибНИГНИ (Западно-Сибирском научно-исследовательском геологическом нефтяном институте) в лаборатории литологии, затем – в лаборатории минералогии и геохимии. Одновременно она преподавала в Тюменском индустриальном институте (ныне – Тюменский государственный нефтегазовый университет), где в разные годы вела занятия по общей, структурной, исторической геологии, минералогии, петрографии, литологии. После того, как в годы перестройки ЗапСибНИГНИ был расформирован,  перешла на работу в ТюмГНГУ, где и работает по сей день старшим преподавателем на кафедре геологии и петрографии. Является геологом-наставником в кружке «Юный геолог».

 

 

Оставить комментарий